Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
209 – психологическая помощь родителям по преодолению тревог, свя- занных с появлением в семье ребёнка-инвалида по слуху. Обозначенные группы проблем относятся к компетенции специалис- тов из разных областей знаний: медицины, психологии, педагогики, соци- альной работы, социальной адвокатуры. Следовательно, их решение пред- полагает создание и деятельность междисциплинарной команды специали- стов. Работа такой команды поможет преодолеть межведомственные гра- ницы, расширить контакты, выявить потенциал семьи, обозначить пробле- мы. Лишь совместная работа специалистов и семьи позволит оптимально решать поставленные задачи, достичь основной цели – нормализации жиз- ни семьи, воспитывающей ребенка с кохлеарным имплантом для дальней- шей его адаптации и социализации в обществе. С учетом этого команда службы психолого-педагогического сопровож- дения должна быть представлена из следующих специалистов: 1. Сурдолог, аудиолог – оценивает слуховые возможности ребенка, про- водит настройку речевого процессора кохлеарного импланта, обеспечивает контроль настройки кохлеарного импланта, консультирует родителей ребен- ка по вопросам использования программ кохлеарного импланта, оптималь- ных в разных условиях (тихое помещение, улица, занятие с педагогом). 2. Семейный психолог – изучает психологический и личностный про- филь родителей, проводит психокоррекционную работу с ними, консуль- тирует других членов команды по вопросам взаимодействия с семьей. Оп- тимизирует отношения в системе «ребенок – родитель». 3. Детский психолог – участвует в оценке психического развития ре- бенка, помогает родителям решить эмоциональные, поведенческие, лично- стные проблемы ребенка с кохлеарным имплантом, оптимизирует детско- родительские отношения, развивает модально-специфические психические функции (слуховое внимание и слуховая память) детей с кохлеарными им- плантами, помогает справиться с трудностями адаптации ребенка к дет- скому саду, школе. 4. Специальный педагог (сурдопедагог) – оценивает слуховое восприя- тие ребенка, прогнозирует маршруты слухоречевого развития ребенка в процессе семейного воспитания, отслеживает динамику слухоречевого развития, помогает нормализовать жизнь ребенка средствами семейной педагогики, обучает родителей приемам развития слуха, речи, слуховой памяти и внимания у ребенка с кохларными имплантами. 5. Специальный педагог (логопед) – оценивает уровень развития ре- чи, осуществляет постановку и автоматизацию звуков речи, развивает фонематическое восприятие, лексический и грамматический строй языка, связную речь. 6. Социальный педагог – оценивает реальные потребности семьи ре- бенка с кохлеарными имплантами в социальной помощи, взаимодействует
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=