Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

207 Таким образом, развитие кохлеарной имплантации диктует необходи- мость создания системы психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами на разных возрастных этапах развития и их семей. Многие семьи детей с кохлеарными имплантами вынуждены искать пути решения разноплановых проблем: где найти эффективные медицин- ские услуги, как заниматься воспитанием и обучением ребенка, как офор- мить инвалидность, где получить полную информацию о льготах и услу- гах, предоставляемых семьям, имеющих детей после кохлеарной имплан- тации и т. д. В системе государственных учреждений, как правило, доминирует медицинский подход, при котором осуществляются лишь лечебные меро- приятия, исключающие психологический и социальный прогноз разви- тия ребенка. С другой стороны, обращаясь в образовательные учреждения, родите- ли сталкиваются с проблемой дефицита квалифицированных специалистов в области семейной и специальной психологии, специальной педагогики, социального права, а также ощущают недостаточность материально- технических условий для оказания психолого-педагогической помощи ре- бенку с кохлеарным имплантом и его семье. Семья, в которой имеется ребенок с кохлеарным имплантом, как пра- вило, не получает системной информационной, психологической и соци- альной поддержки. Службы, способные оказать помощь ребенку и семье, также разобщены – отсутствуют нормы и правила межведомственного взаимодействия. Организационная разобщенность специалистов, рабо- тающих в учреждениях разной ведомственной принадлежности, ограничи- вает возможность реализации комплексного подхода, что в значительной мере снижает эффективность коррекционной работы. Особенно остро эти проблемы ощущаются за пределами областного центра, где все виды по- мощи либо отсутствуют, либо родители не имеют возможности получать ее своевременно и системно. Пытаясь решить многочисленные проблемы, родители вынужденно ограничивают круг общения, нередко оставляют работу (особенно мамы), так как ребенок требует постоянного присутствия и присмотра. Целый ряд проблем существует и на уровне исполнения законода- тельных и нормативно-правовых документов. Так, действующие норма- тивно-правовые, финансовые механизмы поддержки семьи с ребенком по- сле кохлеарной имплантации не соответствуют современным представле- ниям о достойном качестве жизни. Существующие службы ранней помощи возникают на основе общественных инициатив, но законодательно их дея- тельность не закреплена ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Отсутствуют нормативные механизмы, регулирующие межведомствен- ное и междисциплинарное взаимодействие при психолого-педагогическом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=