Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

206 вовать врач – сурдолог, сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педа- гог и обученный представитель семьи. Важно понимать, что в (ре) абилита- ции ребенка-инвалида по слуху после кохлеарной имплантации должны принимать участие не просто вышеперечисленные специалисты, а профиль- ные специалисты, ознакомленные со спецификой данной группы детей. В последние годы в России активно накапливается научно-исследо- вательский опыт, освещающий медицинский аспект кохлерной импланта- ции (А. Н. Белоконь, М. Р. Богомильский, Н. А. Дайхес, И. В. Королева, А. В. Круглов, А. А. Ланцов, И. Т. Мухамедов, Ю. М. Овчинников, А. В. Паш- ков, С. М. Петров, В. И. Пудов, А. Н. Ремизов, В. П. Ситников, Г. А. Та- варткиладзе, В. И. Федосеев, Ю. К. Янов и др.). В специальной литературе рассматриваются вопросы организации комплексной медико-психолого- педагогической помощи детям в условиях центра оториноларингологии; проблемы обучения и воспитания детей с кохлеарными имплантами в ус- ловиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха и в возможных условиях интеграции; раскры- ваются проблемы поиска оптимальных путей и вариативных форм (ре) абилитации (О. С. Жукова, О. В. Зонтова, И. В. Королева, Э. В. Миронова, О. С. Орлова, Т. В. Пелымская, Л. И. Руленкова, А. И. Сатаева, Н. В. Тара- сова, Н. Д. Шматко и др.). Вместе с тем, в настоящее время процесс (ре) абилитации детей- инвалидов по слуху после кохлеарной имплантации не носит системный ха- рактер. Прооперированные дети, как правило, приезжают на первую на- стройку речевого процессора по месту проведения оперативного вмешатель- ства. Это вызвано тем, что процесс краткосрочной (ре) абилитации в данных учреждениях является комплексным. Однако, (ре) абилитация и обучение ро- дителей затруднено, по причине трудностей пребывания семьи в городах, где расположены данные учреждения. Основной процесс (ре) абилитации ребен- ка-инвалида по слуху после кохлеарной имплантации проходит по месту жи- тельства у врача-сурдолога. Как правило, на местах, отсутствует единая (ре) абилитационная база, где слажено, взаимодействуют все необходимые для (ре) абилитации ребенка специалисты, обучение родителей вообще не прово- дится. В такой ситуации процесс (ре) абилитации ребенка-инвалида по слуху после кохлеарной имплантации затягивается, и становиться малоэффектив- ным, а также не в полной мере оправдывает значительные затраты государст- ва на оперативное вмешательство по восстановлению слуха. Для проведения эффективной (ре) абилитации детей-инвалидов по слуху, перенесших кохлеарную имплантацию необходимо создать на мес- тах подразделения, укомплектованные необходимым штатом специали- стов, а также разработать программу и рекомендации по их (ре) абилита- ции, включая систему психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с кохлеарными имплантами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=