Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

204 ниями, в условиях семьи могут быть использованы спонтанно возникаю- щие и специально создаваемые ситуации: совместный труд в природе (на даче, приусадебном участке, при уходе за комнатными растениями), на- блюдения за сезонными изменениями в природе (по дороге в детский сад и домой, на прогулках в парке и по городу в выходные дни), обследование предметов, их качеств, свойств (в повседневной жизни и при проведении элементарных опытов), совместное чтение, рассматривание иллюстраций в книгах и беседы о прочитанном, в которых взрослые задают детям во- просы, требующие обоснования своего мнения. Приемами построения речи-рассуждения, его синтаксиса, специфиче- ской лексикой дети овладевают постепенно, следовательно, нужно созда- вать условия для необходимой речевой тренировки. Поэтому для закрепления в семье полученных в дошкольном учреж- дении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения, родите- ли, по рекомендации логопеда и педагогов, могут использовать игровые приемы, обеспечивающие мотивацию развернутого высказывания-рассуж- дения: например, предложение доказать свое мнение какому-либо вымыш- ленному персонажу с напоминанием последовательности построения рас- суждения. Детям может быть предложена определенная последователь- ность вопросов, задающая структуру будущего рассуждения; а также во- просы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность доказа- тельства, неубедительность рассуждения, привлекающие внимание ребен- ка к незамеченным им фактам. Для развития логического мышления, понимания различных зависи- мостей, умений логично и последовательно строить рассуждения, в семье следует использовать дидактические игры с наглядным материалом и на словесной основе. В совместных играх с картинками родители могут учить детей выде- лять необходимые признаки, объединять их в доказательстве, последова- тельно располагать аргументы, использовать необходимые средства внут- ритекстовой связи. Опора на наглядное изображение поможет ребенку по- следовательно выделить все признаки и соответственно им расположить аргументы, объединяя их в доказательстве. В словесных играх детям следует предложить определить несоответ- ствие явлений, нелогичность ситуаций, существенные признаки предметов и явлений без опоры на наглядность, в процессе аргументации использо- вать соответствующую лексику. Так дошкольники будут учиться подби- рать необходимые средства связи между частями рассуждений, завершать высказывание выводом, строить более сложные по синтаксису формы рассуждений. Развитие речи-рассуждения у старших дошкольников с ОНР в услови- ях семьи будет эффективным и успешным, если родители будут регулярно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=