Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

203 ном случае признаке связи между смысловыми частями. Аргументация не- развернутая, объяснение аргументов не приводится. Формально иногда ис- пользуется союз потому что. В высказывании много длительных пауз. Низ- кий уровень был зафиксирован у 70 % детей. На основе анализа литературы были определены два необходимых и взаимосвязанных условия овладения старшими дошкольниками связны- ми высказываниями типа рассуждений. Первое из них состоит в организации содержательного общения взрослых с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого происхо- дит обогащение знаний, представлений, словарного запаса дошкольников, создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отно- шений между объектами реального мира и их вербального выражения. Именно от содержания и формы общения взрослых с детьми, от организа- ции детской деятельности зависят частота и характер высказываний типа рассуждений. Очевидно, что в создании этого условия важная роль при- надлежит не только педагогам, но и старшим членам семьи ребенка. Второе условие касается ознакомления детей со структурой высказы- вания-рассуждения и способами связи его частей. Специфика этого усло- вия указывает на ведущую роль педагогов. Однако, как известно, все полу- ченные в организованном обучении знания требуют дальнейшего закреп- ления в других видах детской деятельности. А это значит, что в создании данного условия определенную роль может сыграть семья. В связи с рассмотренными условиями были выделены две группы за- дач, стоящих перед родителями при решении проблемы развития у стар- ших дошкольников с ОНР речи-рассуждения. К первой группе задач были отнесены следующие: обогащать жиз- ненный опыт детей, пополняя содержание их рассуждений; учить их уста- навливать различного рода зависимости (функциональные, причинно- следственные, пространственно-целевые) между предметами и явлениями. Вторая группа была представлена задачами: активизировать ис- пользование подчинительных союзов, вводно-модальных слов («во-пер- вых», «во-вторых», «в-третьих» и т. д.); закреплять полученные в дошко- льном учреждении знания и умения, которые составляют основу речи- рассуждения. Очевидно, что решение данных задач требует от родителей знания элементарных методических приемов обучения детей связным высказы- ваниям типа рассуждений. Для этого необходимы групповые и индивиду- альные консультации, где родителям могут быть даны соответствующие разъяснения. С целью обогащения жизненного опыта детей, которое будет способст- вовать пополнению содержания их рассуждений, и оказания детям помощи в установлении различного рода зависимостей между предметами и явле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=