Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

202 ментируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следст- венные связи и отношения. Развитие речи-рассуждения тесно взаимосвязано с развитием понима- ния причинности. С одной стороны, именно логическое мышление, отра- жающее многообразные связи и отношения реального мира, является ос- новой рассуждения. С другой,– умение выражать эти связи и закономерно- сти в речевой форме, в виде сложных, взаимосвязанных предложений спо- собствует развитию познавательной активности и мышления ребенка. Задачи развития у детей элементов логического мышления и форми- рования связных высказываний типа рассуждений ставятся в программах воспитания и обучения, однако методика обучения связным высказывани- ям типа рассуждений применительно к детям с ОНР мало разработана. Кроме того, практически не освещается роль семьи ребенка с речевыми нарушениями, задачи и возможности родителей в обучении детей с ОНР речи-рассуждению, не рассматриваются вопросы организации взаимодей- ствия логопеда, воспитателей и семьи в решении этой проблемы. Поэтому целью нашего экспериментального исследования было опре- делить психолого-педагогические условия развития речи-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях семьи. Нами были выделены три уровня связных высказываний типа рассуж- дений у старших дошкольников. Высокий уровень – рассуждения детей состоят из тезиса, объяснения- доказательства и вывода. В нем приводятся существенные аргументы (наиболее важные, отличительные признаки предметов и явлений). Выска- зывание развернутое, ребенок дает объяснение приводимым аргументам, раскрывая причинно-следственные связи. Для связи смысловых частей ис- пользуются разнообразные языковые средства (потому что; так как; пото- му; если; значит; следовательно). Высокий уровень рассуждений на кон- статирующем этапе эксперимента выявлен не был. Средний уровень – рассуждения детей состоят из тезиса и объясне- ния-доказательства, выводов нет. В нем приводятся как существенные, так и второстепенные (признаки, которые непосредственно относятся к дан- ному тезису, но не ведут к доказательству) аргументы. Высказывание не- достаточно развернутое, аргументация дается не всем приводимым аргу- ментам или содержит недостаточную информацию. Причинно-следствен- ные связи раскрываются частично, рассуждение часто опирается на описа- ние. Для связи смысловых частей используются союзы (потому что, если). В высказывании имеются длительные паузы. Средний уровень высказыва- ний типа рассуждений был выявлен у 30 % детей. Низкий уровень – рассуждения детей состоят из тезиса и объяснения- доказательства, ограничивающегося одним положением. Доказательство не аргументированное, часто основывающегося на несущественном в дан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=