Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

199 52 %, учеба – 48 %, досуговая деятельность – 41 %, педагогическое влия- ние – 33 %, средства массовой информации – 18 %, наследственность – 15 %. Родителям предлагалось оценить качества своего ребенка по пяти- балльной системе: воспитанность, активность, увлеченность, самостоя- тельность и т. д. Наименее развитыми качествами у детей являются това- рищество и взаимодействие. Главными признаками наличия психологиче- ских проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46 %), непослушание (36 %), плохое поведение и грубость (20 %), тогда как воровство и склонность к обману отметили лишь 8 % оп- рошенных. Характерно, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей связаны, прежде всего, с тем, что он «не обща- ется с людьми» (50 %) и «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42 %), и только для 16 % – с плохой успеваемостью в общеобразовательной шко- ле. Представляется важным, что психологическая помощь, как считают опрошенные родители, нужна не только проблемному ребенку или роди- телям (опекунам), но всей семье, в том числе и старшим детям в семье. Психологическую работу большинство опрошенных (60 %) видят в форме индивидуальных занятий с ребенком, в группе детей со сходными пробле- мами – 32 %, в форме родительского клуба (8 %). Результаты проводимого мониторинга стали основой для определения направлений психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, в том числе воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и чле- нами их семей значительную помощь могут оказать волонтеры [1]. Анке- тирование студентов-волонтеров ТГПУ им. Л. Н. Толстого показало, что основными преимуществами участия в волонтерских проектах являются следующие: «возможность узнать для себя что-то новое, приобрести по- лезные навыки, опыт работы», «возможность попробовать, проявить ре а- лизовать себя», «возможность помогать другим» и др. Можно выделить следующие направления деятельности, которые будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: развитие индивидуальных способ- ностей; регулирование межличностных отношений в детском сообществе; организация общения со взрослыми и сверстниками. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями зд о- ровья: создание активной жизненной позиции у семей, изменение отно- шения общества к таким детям, организация клубно -досуговой деятель- ности для семей, мастер-классов и т. д. Важно использование в работе с детьми с особыми потребностями в развитии различных технологий: игровые, развивающие, здоровьесберегающие, дистанционные, личнос т- но-ориентированные, технологии коллективного творческого дела, созд а- ния ситуации успеха и др. Особенно активно в данном направлении могут проявить себя студенты-волонтеры соответствующих направлений подго-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=