Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

198 Категория Единицы анализа по категориям Деятельностные характеристики – развитие задатков каждого, развитие талантов и способностей; – труд; – инклюзивное обучение; – паралимпиада, победы; – не всегда все получается, необходима помощь взрослого, стре- миться сделать сам, взаимодействие; – желание помочь; – общественно-полезная работа; – недееспособный Ценность данного материала состоит в том, что мы имеем наиболее обобщенный портрет ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в описаниях детей с ограниченными возможностями здо- ровья больше всего представлено индивидуально-психологических харак- теристик. Далее по степени встречаемости имеют место социальные, фи- зические и деятельностные характеристики. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к фор- мированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравне- нию с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне за- ниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение ак- тивного жизненного пространства. На вопрос «Какие проблемы Вы могли бы выделить при работе с детьми с ОВЗ?», респонденты ответили: «отсутствие мотивации познава- тельной деятельности; трудности с освоением программы и общением со сверстниками; низкий темп выполнения заданий; необходимость постоян- ной помощи взрослого; низкая самооценка; нарушения координации дви- жений и др.». Можно выделить следующие направления деятельности, которые, будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: раз- витие индивидуальных способностей; регулирование межличностных от- ношений в детском сообществе; организация общения со взрослыми и сверстниками. Результаты анкетирования подростков с ограниченными возмож- ностями здоровья показали, что дети хотят научиться «вести себя в разных ситуациях без помощи родителей, в незнакомой обстановке»; «общаться с другими детьми»; «стать более уверенным в себе», «развить творческие способности», «узнать себя, попробовать себя» и др. Подростки хотели бы продолжить развитие своих творческих способностей, навыков общения и взаимодействия, развиться в других направлениях, найти себя в профес- сии и т. д. Родители данных детей (20 человек) считают, что на воспитание их ребенка влияют: отношение в семье – 74 %, общение со сверстниками –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=