Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

195 тенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Общая черта детей с ограниченными возможностями здоровья заклю- чается в том, что инвалидность создает отличающиеся от обычных потреб- ности в развитии. Для детей с ограниченными возможностями здоровья частой является тенденция к изоляции от общества, не удовлетворяется потребность во включении в нормальный процесс социального взаимо- действия. Отклонения в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья сочетаются с нарушениями в области познания и коммуникации, эмоционально-волевой сферы, что чаще всего в социуме проявляется в виде патологических форм поведения и сложностей обще- ния, как с ровесниками, так и со взрослыми. Дети с особыми потребностями в развитии – сложная категория, тре- бующая к себе повышенного педагогического, психологического, меди- цинского и общественного внимания. В настоящее время в городе Туле 1528 детей с особыми потребностями в развитии, в Тульской области 5001 детей данной категории. Трудности, которые испытывают родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, значи- тельно отличаются от повседневных забот обычной семьи. Поэтому знание особенностей такой семьи, особенно замещающей, понимание того, что испытывают родители, поможет педагогам, психологам, социальным ра- ботникам, организаторам работы с молодежью более эффективно органи- зовывать психолого-педагогическое сопровождение данной категории се- мей. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения яв- ляются: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, рас- крытие собственных творческих возможностей, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь избавиться от комплекса вины и неполно- ценности себя и своей семьи и др. При этом важно, чтобы родители стано- вились активными участниками процесса психолого-педагогического со- провождения. В результате у них развивается чувство уверенности и внут- реннего контроля, формируется родительская компетентность. Актуальным является выстраивание концепции организации психоло- го-педагогического сопровождения замещающих семей, в том числе вос- питывающих детей с особыми потребностями в развитии. На основе материалов анкетирования выявлен ряд актуальных соци- ально-психологических проблем замещающих семей, в том числе воспи- тывающих детей с особыми потребностями в развитии. Для выявления тенденций в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году проведен опрос 10 экспертов по дельфийской методике. Экспертам предлагалось оценить по 10-балльной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=