Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
193 жизнь, приобрести эффективные установки для реализации положитель- ной социальной направленности. При этом возможно утверждать, что ресурс социальных и образова- тельных учреждений достаточен для изменения неадаптивных установок, полученных в процессе воспитания в семье. Эта посылка предполагает, что социальные и образовательные учреждения будут включать в себя инстру- менты воздействия на подростков, способных трансформировать их пред- ставления о мире. Главным инструментом трансформации психологии учащегося является личность учителя, воспитателя, психолога, социально- го работника, имеющего установку на возможность изменения убеждений ученика. Наличие данной установки у специалистов является обязатель- ным условием преобразования учащихся. Именно эта вера будет стимули- ровать подростков и юношей к процессу изменения иерархии потреб- ностей и приведения их в систему социально приемлемых способов удов- летворения. Процесс изменения поведения человека по мнению Р. Дилтса включа- ет в себя три компонента: желание измениться, знание как измениться и готовность дать себе шанс к изменению [4]. Все эти три компонента крайне важны для преобразования внутре н- него мира человека. Мы понимаем, что в процессе становления предста в- лений у девиантных подростков и юношей связан с негативным жизнен- ным опытом. Они неоднократно пережили психологические травмы, св я- занные с насилием в семье, конфликтностью родителей по отношению друг к другу и к ним самим, неудовлетворение базовых потребн остей в еде, защите, безопасности и др. Данные обстоятельства, вместе с ук а- занными выше установками неблагополучных родителей, усиливая друг друга формируют рамочный опыт ребенка, из которого он не может само- стоятельно выбраться. Обращаясь к вышеизложенному утверждению о важности наличия установок у педагогических и социальных работников на возможность из- менения подростков и юношей, обратим внимание на его недостаточное развитие у большинства работающих специалистов. Синергия двух пере- численных компонентов – наличие негативного опыта и установок у под- ростков и неверие в возможность трансформации этих представлений у специалистов снижает возможности реабилитационного и абилитацион- ного процессов. Поэтому важным и необходимым шагом к изменению подростков является формирование у специалистов глубокой убежден- ности в реальность желаемых преобразований. Литература 1. Басин, М. А. Психологические особенности маргинальных личнос- тей / М. А. Басин, С. К. Хаидов // The unity of science.– Vol. 2.– P. 44–46.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=