Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

192 Сталкиваясь с трудностями по социализации подростков и юношей из неблагополучных семей, специалисты отмечают их глубокую незаинте- ресованность в предлагаемых государством вариантах профессии, отсутст- вие жизненных целей и видения жизненной перспективы, отсутствие же- лания вступать в контакт с учителями, воспитателями, администрацией, социальными работниками, психологами по вопросам изменения собст- венной жизни. Т. И. Шульга отмечает семь критериев семейного неблагополучия: структурные дефекты семьи, дефекты воспитательных позиций, дефекты ма- териально-бытового характера, дефекты социально-значимых личностных качеств родителей, дефекты социально-значимых личностных качеств детей, дефекты супружеских отношений и дефекты стабильности брака [7, с. 18]. Отмечено, что более 70 % неблагополучных семей имеют от 3 до 4 дефектов. Зная то, что развитие семейных дефектов – это длительный процесс, можно предположить, что дети на протяжении продолжительного времени усваивают неблагополучные системы установок, коппинг стратегий, кото- рые в дальнейшем реализуют в своем неблагополучном сценарии жизни. Исследования, проведенные автором в учреждениях министерства труда и социальной защиты Тульской области в 2013–2014 гг. показали, что у данной категории семей имеются следующие психологические осо- бенности, обусловливающие социальную дезадаптацию. Наиболее значи- мыми из них являются выученная беспомощность, экстернальный локус контроль, психопатические черты личности, ярко выраженные акцентуации характера, сниженное интеллектуальное развитие, отсутствие мотивации достижений и превалирование мотивации избегания неудач, склонность к социальному иждивенчеству и паразитизму. Данные психологические осо- бенности генерализуют дезадаптивные формы поведения при социализации своих детей в семье. Особое влияние данная форма социализации оказывает на детей дошкольного и младшего школьного возраста [1, 2, 3]. Именно до подросткового возраста закладываются те нормы и прави- ла, которые в дальнейшем будут участвовать в управлении поведением че- ловека. Они приобретают устойчивость, т. е. преобразуются в установки личности. Подросток или юноша, оказывающийся в системе реабилитации или абилитации, не способен автоматически включить свою систему реф- лексии. Это может происходить по нескольким причинам: 1) отсутствие навыков рефлексии, 2) рефлексия не может осуществиться из-за односто- ронности взглядов ребенка, где есть только черное и белое, он не обладает возможностью критиковать себя, оценивать себя и свои поступки в соот- ветствии с социально приемлемыми формами, 3) система оценки, предла- гаемая в процессе реабилитации, встречает отторжение. Таким образом, можно утверждать, что у девиантных подростков и юношей достаточно мало шансов, чтобы самостоятельно изменить свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=