Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

191 М. А. Басин Кандидат психологических наук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) С. К. Хаидов Кандидат психологических наук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ Проблемами психологической установки занимались многие зару- бежные и отечественные ученые. Среди них наиболее значимыми рабо- тами стали исследования Д. И. Узнадзе, Ф. В. Бассина, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе С. Л. Рубинштейна, К. Ле- вина и др. [5, 6]. Так С. Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» распола- гает информацию об установках в главе, посвященной направленности личности. По его мнению «установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или за- дачам и выражающаяся в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [5, с. 518]. Понятие «установка» часто встречается совместно с понятиями «убе- ждения», «вера», «ценность». При этом мы также встречаемся с диагно- стикой установок посредством проверки согласия или несогласия индиви- да с определенными суждениями. В таких случаях мы также оперируем термином – «установка». Как отмечает Рубинштейн «человек не изолированное, замкнутое су- щество, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окру- жающим его миром и нуждается в нем» [5, с. 518]. Соглашаясь с этим, мы возвращаемся к теме нашей статьи. Наиболее значимым социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, является семья. Т. И. Шульга указывает, что «процесс социализации в семье осуществля- ется в результате усвоения образцов нормативного, социально одобряемо- го поведения родителей. В развитии личности ребенка поведение родите- лей до подросткового возраста является эталоном для подражания. Хоро- шее знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подросткам не искать заново решение стандартных ситуаций, а вести себя автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде усвоенными шаблонами» [7, с. 16].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=