Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
188 никативных умений (заинтересованность в общении; коммуникативная ак- тивность; умение ориентироваться в ситуации общения, самостоятельно преодолевать коммуникативные трудности, согласовывать свои действия с партнерами по общению; адекватность аффективно коммуникативных проявлений). Показателями, характеризующими операциональный компо- нент общения явились: сформированность средств общения и когнитив- ной основы коммуникативного процесса. В основу оценки степени проявления коммуникативной дезадаптации легли критерии, разработанные в диссертационном исследовании Т. Н. Волковской (2012), которые учитывают выраженность нарушений, ограничивающих возможности полноценной коммуникации и межлич- ностного взаимодействия. Анализ результатов исследования языковой компетентности дошко- льников с ОНР позволил нам сделать вывод, что у всех детей эксперимен- тальной группы имеются системные нарушения средств общения разной тяжести и степени выраженности. Качественный анализ изучения коммуникативной компетентности де- тей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволил сделать общие выводы: в процессе общения у большинства дошкольников с ОНР проявля- ется малая заинтересованность в контакте, отсутствует достаточное вни- мание к собеседнику, отмечается низкий познавательный интерес; при наличии моторной и сенсорной алалии дети проявляют негати- визм, речевую пассивность, избирательность в общении; дошкольники с ОНР в процессе диалогического взаимодействия используют высказывания, не соответствующие общей логике беседы, не- адекватно используются средства вербального и невербального общения; в целом, диалогическая речь исследуемых детей отличается малой информативностью, отсутствием четкого смысла, наличием аграмматизмов; дети не умеют использовать эмоциональные средства выразительности; отмечаются особенности коммуникативного поведения: в ходе об- щения проявляется его низкая культура - дети расторможены, крикливы, непоседливы, не чувствуют дистанцию со взрослыми; наблюдение показало, что почти у всех детей присутствует критич- ное отношение к своему дефекту, прослеживается желание улучшить си- туацию и научиться полноценно общаться со взрослыми и сверстниками; В ходе эксперимента дошкольники, участвующие в исследов а- нии, были распределены по группам в зависимости от уровня сформи - рованности коммуникативной компетентности. Анализ результатов по данному показателю позволяет утверждать, что большую часть участников эксперимента можно соотнести с уровнем ниже среднего и низким уровнем .
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=