Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

187 Секция 4 ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ О. А. Асмаловская Старший преподаватель Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Долгое время дошкольники с недостатками речи рассматривались преимущественно в проблемном поле логопедии. Достигнуты существен- ные успехи в изучении детей данной категории: раскрыты клинико- психологических основы речевого дизонтогенеза, разработаны специаль- ные технологии преодоления недостатков речевого развития (Е. Ф. Архи- пова, Е. Н. Винарская, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Б. М. Гриншпун, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, С. С. Ляпидевский, О. С. Орлова, В. И. Селиверстов, Е. Ф. Соботович, Т. В. Ту- манова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). Новое понимание сущности проблем социализации детей с недостат- ками речи с позиции коммуникативно-личностного подхода ориентирует на межпредметные связи логопедии с логопсихологией. Нами было проведено экспериментальное исследование на базе дет- ских дошкольных учреждений г. Тулы и Тульской области. В эксперимен- тальную группу дошкольников вошли 173 участника с заключением пси- холого-медико-педагогической комиссии – ОНР (III уровень речевого раз- вития), в возрасте 5-6 лет. Согласно критериями, разработанным с точки зрения логопсихологи- ческого подхода к изучению коммуникативной дезадаптации детей с на- рушениями речи (Т. Н. Волковская, 2012), нами были выделены три груп- пы детей , участников эксперимента. В основе данных критериев была по- ложена степень проявления коммуникативной дезадаптации и ведущий механизм нарушения – мотивационный и операциональный компонент коммуникативной деятельности. Критериями оценки мотивационного компонента выступили: соци- ально-личностная зрелость (социальный статус ребенка в референтной группе сверстников; самооценка); сформированность социально-комму-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=