Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

185 Заслуживают внимание также и зарубежные исследования, направ- ленные на выяснение факторов, влияющих на устойчивые предпочтения в пищевом поведении детей. L. L. Birch вместе с соавторами, пересмотрел данные влияния навязы- вания любой формы родительского контроля над питанием ребенка и за- ключил: «стратегии кормления ребенка, которые ограничивают доступ- ность ему какого-нибудь продукта, повышают привлекательность этого продукта в глазах ребенка». Например, когда еда оказывается в свободном доступе, дети чаще выбирают запрещенные родителями продукты, чем те, что разрешены. Таким образом, если мы хотим повысить привлекатель- ность продукта или блюда, один из способов сделать это – создание ситуа- ции искусственного дефицита или трудности получения того, продукта или блюда, к которому желательно приучить ребенка [4] . Группой американских исследователей (Taras H., Sallis J., Patterson T., Nelson J.) еще в 1989 году доказано, что реклама, влияет на выбор еды или тех продуктов, которые навязываются средой, окружением. Причем, чем больше времени дети смотрят телевизор, тем чаще они одолевают родите- лей просьбами приобрести им еду, которую рекламируют по телевизору. Современная российская действительность подтверждает факты огромного влияния на детей, которое оказывает реклама. Ведь примерно 40 % всех рекламных роликов составляет реклама еды, причем далеко не самой по- лезной (конфеты, шоколад, чипсы, и реклама фаст-фуда). Также известен тот факт, что просмотр телевизора в течение нескольких часов в день зна- чимо изменяет пищевое поведение ребенка в сторону увеличения калорий- ности и объема съедаемой за день еды. Нередко родители неправильно определяют отношение ребенка к про- дуктам. Matsuzuki H. оценивал отношение детей школьного возраста к со- леному и реальное потребление соли (по показателям экскреции натрия с мочой). Было установлено, что наибольшее влияние на потребление соли оказывает не генетически детерминированная чувствительность и не ут- верждение ребенка, что он «любит соленое», а уверенность мамы, что ее ребенок предпочитает соленую пищу [2]. Вообще, негативные привычки, воспитанные в родительской семье, где принято ставить на стол сытные калорийные блюда, накладывать в та- релки большие порции, формируют у детей привычку, есть значительно больше, чем необходимо для насыщения, т. е. переедание детей, обуслов- лено перееданием родителей. Если еда во всем разнообразии вариантов семейного досуга занимает центральное место, а совместные трапезы воз- водятся в культ, а другие способы совместного времяпровождения почти не предлагаются – еда, опять-таки, становится способом достичь эмоцио- нального комфорта, почувствовать свою принадлежность к семье, близость с другими ее членами [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=