Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
184 Важной задачей формирования пищевых предпочтений детей этого возрастного периода является формирование привычки к употреблению адекватного количества овощей и фруктов. Общеизвестным является тот факт, что достаточное количество овощей является важным фактором снижения энергетической плотности рациона и, следовательно, профилак- тикой ожирения. Не меньшее значение для формирования вкуса имеет спокойная об- становка и благоприятные условия для приема пищи. При этом важным является доброжелательное и внимательное отношение к ребенку во время кормления, поощрение его во время приема отдельных блюд, сдержан- ность при отказе от еды. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка прини- мать то или иное новое блюдо. Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион ребенка продукты или блюда, могут вызвать негатив- ную реакцию (неофобия). При упорных отказах от нового вида пищи не- обходимо терпеливо и неоднократно предлагать ее ребенку, иногда маски- руя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему. Также, родителей 2-8-летних детей часто беспокоит, что ребенок ест недостаточно или, напротив, ест много, ест неправильную пищу, отказыва- ется от определенных видов еды или неадекватно себя ведет во время еды (скармливает еду домашним животным, бросает или умышленно роняет еду). Однако, длительная и избыточная озабоченность родителей может участвовать в последующем развитии нарушений пищевого поведения. Попытки силой заставить ребенка есть, редко увеличивают количество по- ступления пищи (ребенок может держать еду во рту, или у него может развиваться рвота). Дети впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, «что он ничего не ест, мало ест», «не любит овощи», сами провоцируют ребенка к излишней разборчивости в еде, крайне отрицательно влияет на его аппетит. Родители должны предлагать ребенку еду сидя за столом, без отвле- кающих факторов, таких как телевизор, домашние животные, также не следует выражать какие-либо эмоции, ставя еду перед ребенком. Еду сле- дует убрать через 20–30 минут без комментариев о том, что съедено, а что нет. Ребенок должен принимать участие в уборке любой пищи, которую он бросил или намеренно уронил на пол. Эти методы вместе с ограничением перекусов между основными приемами пищи до одного утреннего и одно- го послеобеденного обычно восстанавливают отношения между аппети- том, количеством съеденной пищи и потребностями ребенка в питатель- ных веществах [3].
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=