Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
183 по своему составу приближены к молозиву [2]. Установлено, что нормаль- но развивающийся плод заглатывает в течение суток около 450 мл около- плодной жидкости и, следовательно, ее белок является для будущего ре- бенка важным источником питания, служит для развития функциональной активности его пищеварительной системы. После рождения идеальным считается для ребенка грудное вскармли- вание. И околоплодные воды, и молозиво, и грудное молоко могут приоб- ретать специфический привкус, обусловленный составляющими блюд ма- теринского рациона. То есть, с грудным молоком ребенок ощущает вкусы материнского питания. Этим фактом объясняется более легкое привыкание детей, находящихся на грудном вскармливании, к различным продуктам, вводимым с прикормом, чем у детей на искусственном вскармливании, по- лучающих смеси со стабильным составом и однообразным вкусом. Экспе- риментально доказано различное восприятие ребенком новых продуктов в зависимости от того, присутствовали ли они в питании матери в период беременности и кормления грудью [2]. Также эти факты свидетельствуют о важности соблюдения женщиной в период беременности и кормления грудью рационального питания, оказывающего влияние не только на со- стояние здоровья матери и ребенка, но и на адекватное формирование вкуса младенца. Вкусовые предпочтения проявляются в первые месяцы жизни, так младенцы могут положительно относиться к сладкому и соленому вкусу, и негативно к горькому и кислому. Однако такая реакция носит еще и за- щитный характер, предотвращающая употребление токсичных веществ, многие из которых имеют горький вкус. С другой стороны, доказано, что вкусовые пристрастия наследуются, так, например, определены гены, от- вечающие за чувствительность к горькому вкусу. Для периода до 4-летнего возраста главенствующее положение среди факторов формирующих пищевые приоритеты ребенка занимает влияние семьи и, прежде всего, матери. Это подтверждают специалисты в области детской психологии (Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина, Н. Е. Веракса) свиде- тельствуя о том, что, для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания, прежде всего, выступает мать. Как эмоциональное, так и рациональное отношение мамы к тому, или иному продукту определяет нередко отношение ребенка к данному виду пищи. Приверженности мате- ри в еде могут ограничивать набор продуктов, которые предлагаются ре- бенку. То есть основной подход к вопросам формирования пищевого пове- дения фокусируется на теориях развития и подчеркивает влияние значи- мых других на развитие предпочтений ребенка в еде и связанных с едой привычек. Этот факт совершенно естественный и очевидный: ребенок смотрит, что делает взрослый или более старший по возрасту ребенок и повторяет его действия, как бы моделируя их [3].
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=