Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

182 Э. В. Шелиспанская Кандидат педагогических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В СЕМЬЕ ПРАВИЛЬНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ДЕТЕЙ В современных условиях достаточно остро стоит вопрос о значении правильного питания детей, в связи с ухудшением состояния их здоровья в результате целого комплекса причин, одной из которых является нару- шение структуры и рациона питания, а также снижение его качества в се- мье и при необходимости принимать пищу вне дома. Исследования последнего десятилетия указывают на повсеместные факты модификации пищевых предпочтений в детской популяции, сниже- ние разнообразия продуктов, которые обусловлены социальными, эконо- мическими, психологическими причинами [1, 2]. Причем диапазон нару- шений питания и правильного пищевого рациона обуславливают этиологию заболеваний у детей. Так, у детей с воспалительными заболеваниями верх- них отделов ЖКТ чаще в сравнении со здоровымидетьми в ежедневном ра- ционе встречались снеки (чипсы, сухарики), сладкие газированные напитки, продукты фаст-фуда. У детей с нарушением состояния костно-мышечной системы отмечены недостаточное потребление молочных продуктов при избыточном потреблении продуктов, способствующих его выведению: то- матные соусы, черный кофе, продукты быстрого приготовления [2]. Модель пищевого поведения человека формируется в раннем возрас- те, когда семейные особенности питания закладывают устойчивые вкусо- вые предпочтения ребенка, воспитывая отношение к процедуре приема пищи, режиму питания, объему порций, последовательности блюд. Важно осознавать, что питание – это не только физиологический, но обусловлен- ный социальными и культурными особенностями процесс. Если в семье питание организовано правильно, то это формирует у детей, так называе- мое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры пи- тания. Низкая пищевая культура в семье, питание полуфабрикатами, вы- бор дешевых и не всегда качественных продуктов, несбалансированный рацион всей семьи соответственно влияет негативно на пищевое поведение детей. Причем образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочте- ниям, которые дает семья, обладает огромной силой. Формирование вкусовой чувствительности и в последующем пище- вого поведения начинается уже во внутриутробном поведении, когда на 3–4 месяце ребенок начинает заглатывать околоплодные воды, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=