Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

18 них становится проблематичным или откладывается, при этом остаются неясными перспективы в отношении судьбы ребёнка и семьи в целом. Са- ми родители, несмотря на более или менее существенную теоретическую подготовку и даже уже имеющийся опыт приема ребенка в семью, часто не готовы к новому испытанию. Это неудивительно, если учесть, что многие семьи берут ребенка не потому, что испытывают избыток «бытийной» любви, но, скорее, ее дефицит («дефициентная любовь»). Они стремятся «заполнить бреши» своей жизни ребенком, решить за счет его присутствия собственные психологические и иные проблемы. Некоторые семьи, «за- ставляя» себя «сразу же» полюбить ребенка, которого они не могут даже понять, заканчивают сетованиями о том, что им «достался» «не тот» ребе- нок: терпя закономерное поражение в сражении со страхом родительской неуспешности и нелюбви, приемные родители делегируют ответствен- ность за это социальным службам или самому ребенку. При этом более или менее активная или латентная агрессия, являющаяся мерой выражен- ности непонимания себя и ситуации, может проявляться как насилие по отношению к ребенку, конфликты с социальными службами или отказ от ребенка (вторичное сиротство). Реже – как попытка понять, взглянуть на ситуацию со стороны и принять вызов требующихся от семьи изменений: развитию любви, стремления и способности делится ею. Ребенок также ну- ждается в восполнении имеющихся него «брешей», однако, парадокс ситуа- ции в том, что это возможно лишь тогда, когда семья может и нацелена на то, чтобы давая ребенку любовь, развивать уже имеющееся у нее состояние или отношение любви – в избытке. Часто оно остается неосознанным и не проявленным из-за непонимания себя и мира, страхов быть собой и разви- ваться, привычных для многих «защит» от развития, успеха и здоровья», описанных в гуманистической психологии в дополнение к типам «защит» в психоанализе. Если же избытка любви нет, а молодым родителям не уда- ется актуализировать состояние любви в моменты общениия с ребенком, то начинается подчас затяжной период манипулятивных по сути психологиче- ских игр, своеобразная «полоса препятствий» на пути к пониманию друг друга. Делая «дела любви», семья сокращает ее до минимума. Данные уста- новки и идеи отражают основное содержание Семейной академии. Литература 1. Арпентьева, М. Р. Жизненные перспективы замещающих семей и их сопровождение в центрах социальной поддержки / М. Р. Арпентьева, Н. Г. Рожкова // Профессиональная библиотека работника социальной службы.– М.: Изд-во «Социальное обслуживание».– 2014.– № 6. 2. Арпентьева, М. Р. Проблемы и технологии сопровождения заме- щающих семей в центрах социальной поддержки / М. Р. Арпентьева, Н. Г. Рожкова.– Калуга: КГУ, 2014.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=