Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

179 Большая склонность к насилию, как подчеркивает И. Г. Малкина-Пых [4], обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей: – неполные семьи – ребенок, воспитывающийся родителем-одиноч- кой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отноше- нию к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик; – семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жиз- ни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают со- трудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка мате- рью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами»; – властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирую- щей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле роди- телей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх; – семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношения- ми. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоут- верждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обу- чения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи за- ставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях прак- тически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные си- туации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к на- сильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону,– оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет ви- деть ничего особенного; – семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей имеется разная генетическая основа толерантности (переносимости) стрес- са. Дети с низкой толерантностью к стрессу предрасположены к насильст- венным действиям. Разработанная нами программа психологического сопровождения се- мьи в рамках работа педагога-психолога по предотвращению школьного буллинга подразумевает проведение цикла занятий, направленных на сни- жение агрессивных и враждебных реакций, повышение родительской ком- петентности, формирование навыков конструктивного взаимодействия, принятия ребенка. Работа по программе организована как психологическое сопровождение в единстве четырех основных видов (направлений) дея- тельности педагога-психолога – индивидуальная и групповая диагностика,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=