Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

178 телей, участвующих в исследовании, характерен тип отношения «приня- тие-отвержение». Для 16 % родителей характерен тип отношения «симби- оз». Для 16 % родителей характерен тип отношения «Авторитарная гипер- социализация». Данный тип отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Для 4 % родителей характерен тип отношения «Коо- перация» – социально желательный образ родительского отношения. При этом, для большинства родителей характерны нарушения во взаимоотно- шениях с ребенком по следующим основным показателям – снижена спо- собность к сопереживанию, безусловное принятие, отношение к себе как к родителю, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимо- действия, умение воздействовать на состояние ребенка. В семейной ситуации достаточно часто дети испытывают чувство тре- вожности, конфликтности и враждебности. У 40 % проявляются такие осо- бенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от се- мьи, чем других ее членов, либо не рисуют вообще. Причиной данного яв- ления могут быть трудности самовыражения при общении с близкими, от- сутствие чувства общности с семьей. 20 % детей выражают большую по- требность в общении – в свои рисунки они добавляют животных, родст- венников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов ме- тодики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – практически на половине рисунков (48 %) члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На 12 % рисунках изображена семья, в которой каждый занят своим делом. На одном из них мама смотрит телевизор, папа в машине, де- душка читает, а ребенок играет, при этом все изображены на одном рисун- ке, но их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в таких семьях нарушены, что становится при- чиной нарушения поведения детей [3]. В своих исследованиях мы упоминали о том, что сочетание различных способов моделирования агрессии, таких как само агрессивное поведение ро- дителей, одобрение ими агрессивного поведения других, может дать даже больший эффект, чем принятие родителями агрессивного поведения детей при одновременном неагрессивном поведении их самих [3]. Рассматривая влияние семьи как одну из возможных причин прояв- ления агрессивности необходимо отметить: 1) наличие нарушений в эмоциональных отношениях между роди- телями и детьми способствует агрессивности; 2) возникновению агрессивного поведения способствует равноду- шие родителей к агрессивности своих детей; 3) существенную роль в формировании агрессивности сыновей иг- рает модель агрессивности поведения родителей (особенно отца).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=