Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

177 тям, поддержать, а иногда и наоборот стремление «добить» («ты что не мужик», «не мог за себя постоять», «не лезь, перетерпи» и т. п.) – усилива- ет тяжесть переживаемых ребенком психологических травм, преодолевать которые приходится всю взрослую сознательную жизнь. Не случайно, в науке принято говорить о ближайших и отдаленных последствиях жесто- кого обращения. К ближайшим последствиям относятся: физические трав- мы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, острые психические нарушения. Среди отдаленных последствий жестокого обра- щения у детей выделяются нарушения физического и психического разви- тия, у взрослых и детей различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Помимо непосред- ственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь – формиро- ванию специфических семейных отношений, особых жизненных сценари- ев, виктимизация, жестокость к собственным детям и т. д. При исследова- нии историй жизни людей, совершающих насилие над детьми, кримина- листы находят в их детстве собственный неразрешенный опыт насилия. Работа с семьей и родителями детей как жертв, так и инициаторов травли, должна, на наш взгляд, начинаться «задолго» до поступления ре- бенка в первый класс, поскольку еще до начало обучения в школе родите- ли закладывают так называемый сценарий поведения ребенка. Сценарий, по Э. Берну,– постоянно развертывающийся жизненный план, формирую- щийся в раннем детстве под влиянием родителей. Семейный сценарий со- держит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи, ко- торые успешно передаются из поколение в поколение. Получив предписание родителей, ребенок принимает психологические позиции и устанавливает роли, необходимые для осуществления своей жизненной драмы. Когда ро- ли определены, человек, получивший сценарий, выбирает людей и мани- пулирует ими, чтобы присоединить их к списку действующих лиц [2]. В исследовании, проведенном в рамках выполнения магистерской диссертации, нами было доказано, что уровень детской агрессивности на- прямую зависит от типа родительского отношения. Для современных ро- дителей (44 %) характерно родительское отношение к ребенку по типу «маленький неудачник». В данной родительской позиции отчетливо про- слеживается стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка млад- шим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспеш- ность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Для 20 % роди-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=