Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
17 и ребенка на соответствие представлениям и моделям поведения, не имею- щим никакого отношения к реальности данной семьи. За попытками дока- зать, что у нее все «хорошо», заслужить этим любовь общества, семья не- редко упускает из вида, что любовь как сущностное проявление человека и его отношений не требует того, чтобы ее заслуживали, она есть всегда. Вопрос в том, умеет ли человек любить, проявлять любовь, способен ли он и готов ли он в тот или иной конкретный момент к истинно партнерским, трансперсональным, понимающим, глубоко человеческим отношениям. И если не готов, то как его научить, как помочь стать собой, партнером, ка- кова «метатехнология» этого процесса? Святые старцы Оптинские [6], отве- чая на данный вопрос, призывают «делать дела любви»: даже если душа че- ловека кажется ему самому и окружающим «бесплодной», делая «дела люб- ви», человек дает ей место в своей жизни, внутри себя: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Здесь же – дается и способ коррекции возможных на первых эта- пах использования данной «метатехнологии» нарушений: «А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу», наставнику, осознай и признай ошибку – писал преподобный Амвросий Оп- тинский [5, с. 324]. В конкретном выражении «делать дела любви» означает: 1) заботиться, делиться друг с другом и заботясь друг о друге, жерт- вуя силы и время друг другу, в помощь окружающему миру; 2) терпеть друг друга и бремя жизни как таковой («толерантность к неопределенности», «совладание», «жизнестойкость», «боль отноше- ний», «умение отпускать» негативные переживания, трудности, других людей и себя самих, давая событиям и людям «объяснять самих себя»); 3) уважать себя и других, исправлять собственные ошибки, а не толь- ко и не столько ошибки окружающих, понимать, что дети – кровные или приемные – отражают состояние души родителей, что гармония в душе родителей, их правильное поведение – достойное и уважающее себя и дру- гих людей, жизнь как таковую – залог правильного поведения и счастли- вой жизни детей. Кроме того, человек и семья растут гармонично, пони- мая, что проблемы их семьи – частный, конкретный случай проблем чело- веческой жизни. Снятие переживаний «исключительности», «неразреши- мости» семейных проблем, преодоление тенденций к сверхобобщениям, катастрофизации переживаемых негативных ситуаций,– путь к их разре- шению. Это 1) снимает чрезмерную «насыщенность» переживания про- блем, 2) переводит проблемы их в плоскость задач, требующих более или менее неотложного решения и поддающихся ему,– что особенно важно, когда ребенок рождается и/или начинает жить в семье: у родителей и ре- бенка нередко возникает психологический шок. Реализация собственных планов родителей подвергается коррекции, осуществление некоторых из
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=