Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
168 сказать и социально-педагогических проектах, которые в основном ориен- тированы на нравственное совершенствование личности молодых людей. С их помощью можно распространять и утверждать этику ненасильствен- ного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем в межпоколенном взаимодействии. Но в таких проектах фокусная (объект- ная) группа может быть не только молодые люди, но и пожилые люди. На- пример, есть проекты, в которых пожилые люди действуют в качестве во- лонтеров и оказывают поддержку девиантным детям, превращаясь, таким образом, из объекта воздействия в его субъект. Подробнее реализацию данной идеи мы рассмотрим в следующих параграфах диссертации. Существуют проекты, сочетающие в себе несколько направлений, т. е. комплексные проекты. Они могут включать в себя социально-психологи- ческую, социально-педагогическую, социально-правовую и другие направ- ления. Подчеркнем и идею вариативности содержания проектов, которые, принадлежа к одному направлению, могли вмешать достаточно много за- дач, что позволяло четко расставить акценты, выбрать приоритеты, техно- логии и техники в социальном воспитании. Все проекты организуют взаимодействие представителей разных по- колений: дошкольников, школьников, юношества, молодежи, представите- лей среднего поколения и пожилых. Каждое поколение получает пользу от взаимодействия, но большинство проектов организованы так, что одно по- коление предоставляет свои услуги, а другое ими пользуется. Например, пожилые люди выступают в роли наставников подростков, или молодые люди посещают немощных стариков в стационарных учреждениях для по- жилых. В других случаях и пожилые и молодые работают, взаимодейст- вуют вместе и предоставляют услуги всему социуму. В некоторых случаях молодые и пожилые взаимодействуют так, что польза взаимная. Например, когда школьники приходят в социальные центры для пожилых людей и, играя, общаясь с пожилыми, получают удовольствие, радость от этих встреч. Это доставляет удовольствие и пожилым людям. Завершая рассмотрение потенциала межпоколенных связей, сформу- лируем его возможности для целей социального воспитания как подрост- ков, так и пожилых людей. Используя этот потенциал, можно: развить уважение к богатому культурному наследию, традициям и истории разных поколений; содействовать пониманию духовных ценностей другого поко- ления, уважению людей на всех возрастных этапах жизни; помочь потен- циалу одного поколения удовлетворить потребности другого; предоста- вить возможность для взаимодействия людям, занимающим различные по- зиции в обществе, имеющим разный возраст и опыт; создать партнерские отношения между людьми, которые обычно не взаимодействуют.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=