Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

166 щины (молодые и пожилые) в свободное время объединяются вместе как для достижения целей улучшения жизни в общине в целом, так и для каж- дого ее индивидуума. Целями общины в этом плане являются: развитие у жителей чувства принадлежности к делам общины, ответственности за них; включение всех жителей в дела прогрессивного развития общины; удовлетворение духовных и профессиональных интересов жителей; эф- фективное использование образовательных и специфических возможно- стей общины для организации образовательной, культурной, оздорови- тельной и иной социально значимой деятельности жителей; улучшение взаимоотношений в общине, особенно на неформальном уровне. К числу эти воспитательного потенциала общины можно отнести: 1. Моральные нормы, которые устанавливает община для всех жи- телей – детей, взрослых, пожилых. Например, «У нас ведут трезвый образ жизни!». 2. Создается и поддерживается трудовая этика: «Так положено», «Де- лай как я». «Не сори» и др. Престиж человека в общине определяется тем, каков он хозяин, как обустроено его жилье, в каком состоянии у него двор, сад, семья, дети, т. е. происходит постоянное самоутверждение. 3. Сообщество поддерживает традиции, чтит предков, их могилы. 4. Сообщество обеспечивает и социальную защиту своим членам: ин- валидам, сиротам, престарелым. Члены общины «своих» не выдают, за- щищают, всем миром помогают, например, строить что-либо и др. 5. Осуществляется самоуправление на нравственной основе: взрослые естественно «приглядывают» за детьми, а не воздействую и формируют. Говоря о потенциале общины, отметим, что она сильна тем, что в ней вырастает добротно воспитанный человек конкретного социума, т. е. соци- ально типичный гражданин, однако она оказывает меньшее влияние на воспитание индивидуальных качеств личности. «Сверхзадача» – это направление педагогизации среды позволяет сде- лать организуемую совместную деятельность и общение подростков и по- жилых людей целенаправленными, расставить акценты. Например, форми- ровать трудолюбие, толерантность, милосердие, сострадание, взаимопо- мощь. На этом направлении строятся приоритеты в межпоколенных проек- тах, в содержании которых и реализуется так или иная сверхзадача. В ходе исследования мы проанализировали более 150 межпоколенных проектов, которые проводятся в различных регионах России. Для этого были использованы различные источники: научно-методическая литерату- ра, педагогические, молодежные, геронтологические, социальные журналы материалы научно-практических конференций, данные федеральных и ре- гиональных конкурсов проектов, расположенных на сайтах государствен- ных учреждений, общественных организаций и объединений. Проведен- ный нами анализ реализованных и существующих межпоколенных проек-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=