Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

165 «Клуб-организация» – это добровольная организация, объединяющая группы людей (молодых, пожилых) в целях общения, связанного с различ- ными интересами, а так же для совместного отдыха и развлечения. В исто- рии педагогики, социальной педагогики, да и истории вообще, широко из- вестны «Английский клуб», «Пиквикский клуб» и др. Существует, правда, понимание клуба как учреждения, помещения, где проводятся различные мероприятия: сельский клуб, подростковый клуб при ЖЭУ и др. Такое по- нимание клуба возникло в советское время, когда произошло перерожде- ние места общения в учреждение, что было связано в тоталитаризацией идеологии (чтобы было с кого спросить, чтобы все было организовано и санкционировано сверху). Большое значение для определения педагогического потенциала меж- поколенных связей имеет правильное понимание педагогизации среды в ее пространственно-структурном отношении. А это «территориальность», т. е. обозначение своего места для каждой группы («мы тульские»). И под- ростки, и пожилые люди с любовью относятся к своей малой Родине. Су- ществует особая «персонализация» среды, т. е. возможность человека ос- тавить индивидуальный отпечаток на своем окружении и самоутвердиться в жилой среде. Эту персонализацию среды и дети, и пожилые люди осу- ществляют разными способами. 1. Демострация своей связи с конкретными людьми (в виде фото- графий родственников, представителей своего имиджа: артистов, спорт- сменов и др. 2. Обнародование своих ценностей путем вывешивания лозунгов, фла- гов, плакатов, икон. Украшение своего жилища значками, статуэтками и т. п. 3. Заявление о своей эстетической направленности путем экспозиции рисунков, картин, фотографий, эстампов и другой изопродукции. 4. Указание на значимые события, на определенное время (экспозиции календарей, карт, предметов и т. п.). 5. Показ вещей и предметов, указывающих на склонности человека в свободное время (спортинвентарь, шарфики, награды и др). 6. Декларация своих интересов через вывешивание портретов модных актеров и певцов, спортсменов, музыкантов и др. Поэтому в социальном воспитании подростков, где приоритетом яв- ляется укрепление межпоколенных связей, важно сблизить средства пер- сонализации среды детей и пожилых людей. «Община» – это направление педагогизации среды в целях социально- го воспитания предполагает, что существует группа людей, формально или неформально объединенная или живущая в географической близости, ко- торая имеет так называемое чувство принадлежности (общие интересы, язык, работу и др.). Примерами таких общин могут служить российские слободы в городах, улицы, где живут люди одной профессии. Члены об-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=