Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
164 «Память» – это восстановление связи времен и обеспечение в соци- альном воспитании единства прошлого, настоящего и будущего. К педаго- гическому потенциалу можно отнести следующие: места памяти ( кон- кретные места – памятники людям, событиям, различные архивы, напри- мер, памятник тульскому мастеру Левше, места захоронений, музеи и др.); абстрактные создания человека (язык, поколения (например, молодежный арго, «шестидесятники»); регионы с их особенностями (например, «Ору- жейная, пряничная, самоварная Тула», «Кострома – родина династии Ро- мановых, патриота Ивана Сусанина, «Сырная Кострома»); отдельные лю- ди-символы – носители и воплощение исторической памяти (маршал Жуков – символ Великой отечественной войны, Тимур и члены его команды– сим- волы детской помощи взрослым, оказавшимся в нужде и др.). Можно выде- лить три формы исторической памяти. 1. Память-архив – вторичная па- мять, возникающая тогда, когда нужна документальная поддержка, а духов- ные узы слабеют (экспозиции в музеях, на выставках и др.). 2. Память-долг – историзация памяти в носителях, отдельных людях, например,в ветеранах. Это память в душе, долг перед предками (помощь людям, уход за памятни- ками, захоронениями и др.). 3. Память-дистанция – объективированная память, как бы успокаивающаяся (сбор и издание мемуаров, материалов в энциклопедиях, словарях). Места памяти всегда содержат в себе три уров- ня смысла: материальный, символический и функциональный. Если основываться на этой трактовке восстановления Памяти, то пе- дагоги, воспитатели получают так бы механизм для социального воспита- ния: создание музеев; возрождение того, что еще можно возродить (обы- чаи, традиции, праздники, виды спорта, методы воспитании, подготовка мемуаров, уход за памятниками и др.). Например, создаются разнообраз- ные исторические школьные музеи: боевой славы, посвященные конкрет- ным историческим лицам, этнографические, экологические и др. В таких музеях подростки, и не только они, совместно с пожилыми людьми соби- рают экспонаты, изготавливают их по образцам, играют в игры, виды спор- та своей местности, страны (дети сами шьют костюмы, изготавливают предметы быта, овладевают ремеслами предков, исполняют ритуалы, тру- дятся в мастерских, фермах, проводят праздники и др.). В настоящее время в различных регионах России создаются экологические музеи, которые обычно действуют за пределами школы и являются музеями под открытым небом с работающими кузнями, фермами, мельницами, молотилками, пар- никами (например, музей-усадьба Ясная Поляна или музейный комплекс «Куликово Поле» в Тульской области). В них молодые люди трудятся, как их предки (сеют, убирают урожай, пасут скот, выращивают овощи, готовят пищу), используя те же орудия труда, быта, что были традиционными в этой местности в свое время. Они трудятся рядом со взрослыми, пожи- лыми людьми, как бы погружаясь в прошлое.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=