Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

163 Поколение – это всегда временная категория, а смена поколений – это неизбежный исторический процесс, который обеспечивает передачу ин- формации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. В структуре современной семьи, несмотря на происходящие в России де- мографические, культурные, социальные, экономические изменения, по- прежнему одним из важнейших компонентом являются межпоколенные связи и отношения. Эти связи и отношения – сложный и неоднозначный феномен. Сильные связи или зависимости друг от друга представителей разных поколений могут делать их, с одной стороны, более жизнестойкими а, с другой стороны, уязвимыми, беспомощными, неспособными противо- стоять стрессу, сложной жизненной ситуации. Они могут как усиливать, так и ослаблять индивидуальную систему жизненных ресурсов человека. В одном случае, связь между поколениями необходима для нормального функционирования и развития семьи, общества, так как является важным социально-психологическим фактором их интеграции. В другом случае, например, прогрессивное развитие общества невозможно без отказа от «старого» или замены «старого» на «новое». В современном динамичном обществе довольно часто «новое» (не имеет принципиального значения, в какой сфере) настолько существенно отличается от «старого», что проис- ходит резкий разрыв между поколениями, что может привести к кризис- ным явлениям, как, например, это происходит в современном российском обществе, да и в семье после известных радикальных событий начала и се- редины 90-х годов ХХ века. Теперь рассмотрим понятие «межпоколенная связь». Межпоколенная связь, как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и при- нятие этого опыта другим поколением. Отметим, что межпоколенная связь, являясь показателем соединенности разных поколений, предполага- ет передачу и прием опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам. Перейдем к рассмотрению понятия «потенциал». Под потенциалом (от лат. potentia – сила) обычно понимаются источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного ли- ца (лиц), общества, государства в определенной области. Педагогический потенциал межпоколенных связей, реализуемый в межпоколенном взаи- модействии в условиях социального воспитания, представляет собой воз- можности, содержание, методы и технологии, которые могут использо- ваться для решения задач такого воспитания подростков. Этот потенциал существенно влияет и на пожилых членов взаимодействия. Чтобы лучше понять данный потенциал, используемый в социальном воспитании, мы сформулировали ряд положений, определяющих основные направления педагогизации среды, выделив такие направления как: «Па- мять», «Клуб-организация», «Община», «Сверхзадача».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=