Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

162 Отв. ред. О. Г. Вронский.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толс- того, 2007.– Т. 1.– С. 156–161. 3. Репринцева, Г. И. Социально-педагогические проблемы и ресурсы гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье / Г. И. Реп- ринцева.– М.: ИСПС РАО, 2007. 4. Шеуджен, С. Г. Сельская семья в современном российском общест- ве: социокультурный анализ: Автореф. дис. … канд. социол. наук / С. Г. Ше- уджен.– Майкоп, 2010. В. А. Фокин Доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПОТЕНЦИАЛ МЕЖПОКОЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ Прежде, чем мы проанализируем потенциал межпоколенных связей в социальном воспитании подростков, считаем необходимым последова- тельно рассмотреть сущность основных понятий, их составляющих: поко- ление, межпоколенная связь, потенциал. На наш взгляд, наиболее полно понятие «поколение» раскрывает ис- следователь И. С. Кон. Он выделяет несколько его значений: «степень про- исхождения от общего предка (генеалогическое поколение)»; «сверстни- ков, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время»; «со- временников, т. е. одновременно живущих людей разного возраста»; «от- резок времени от рождения родителей до рождения их детей»; «современ- ники как люди, сформировавшиеся в определенных исторических услови- ях, под влиянием каких-то значительных событий, и объединенных общ- ностью исторической судьбы и переживаний» [1]. Таким образом, поколе- ние – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возраст- ной структур исторического развития общества. Использование межпоколенных связей в социальном воспитании предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в педа- гогической ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и по- коления пожилых. Существование и взаимосвязь трех различных времен представляет собой движение вперед, т. е. формирование личности всех участников взаимодействия, развитие объектно-субъектных и субъектно- субъектных отношений и связей. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приво- дит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=