Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

161 ских. Еще меньшим количеством ресурсов располагают малообеспеченные и крайне бедные сельские семьи. Интенсивность бедности в сельских по- селениях не только остается значительно выше, чем в городе, но этот раз- рыв постоянно увеличивается. Низкий материально-финансовый уровень подрывает «крепость уз» сельской семьи. Стабильность сельской семьи во многом зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Когда в доме не хватает необходимых вещей – одежды и обуви, еды на столе, – то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а по- рой и трагедий [2]. Процессы модернизации затронули и внутренний мир сельской семьи. Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скреплен- ные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начи- нают расшатываться. Устранение былой нерасторжимости брака сделало семейные союзы селян менее прочными. Вследствие снижения прочности брака и рождаемости, роста разводов и т. п. постоянно сокращается средний размер сельской семьи. Так, если в начале XX в. средний размер крестьян- ской семьи насчитывал 5–6 человек, то спустя 100 лет (согласно переписи 2002 г.), сельская семья состоит из 3–4 человек, а чаще – 2–3 человек. В целом сельская семья осуществляет свои традиционные функции: трудовое воспитание и нравственную социализацию ребенка, помогает ему входить в общественные структуры, вырабатывает в нем социально необхо- димые качества. Однако во взаимоотношениях родителей и детей нарастает кризис. Дети не считают необходимым оказывать материальную, да и мо- ральную помощь своим родителям. Тем самым разрываются семейные связи. Необходима разработка инновационной социальной программы, ко- торая будет направлена на возрождение сельской семьи – не как возврата к прошлому, а как развитие в будущее. Это предполагает создание усло- вий для переориентации сельских семей со стратегии выживания на стра- тегию развития, что может быть реализовано только при полноценном дос- тупе сельских жителей ко всем ресурсам и цивилизационным достижениям России. Жизненные ресурсы сельской семьи – это ресурсы возрождения новой России. Литература 1. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы / В. В. Егоров, Э. Г. Ски- бицкий, В. Г. Храпченков.– Новосибирск: САФБД, 2008. 2. Куликова, Т. И. Трансформация семейных ценностей в условиях современного общества // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф.: В 3 т. /

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=