Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
158 Т. И. Куликова Кандидат психологических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ Семья, по определению Н. Я. Соловьева,– это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основан- ная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [1, с. 201]. Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья – высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязан- ности, обеспечивает связь поколений. Семья всегда существует в конкретном социуме – и все социальные и политические катаклизмы того или иного периода истории оставляют на ней свой соответствующий след. За долгую историю существования наше- го общества трансформации подверглись все стороны общественной жиз- ни, в том числе и сельская общность. Разрушение колхозно-совхозной сис- темы привело к серьезным изменениям сельского сообщества, иногда аб- солютно противоположным планируемым – резкому снижению уровня жизни, безработице, падению производства, разрушению не только соци- альной инфраструктуры, но и условий труда. Для сотен тысяч российских сельских семей поиск «стратегии выживания» вместо «стратегии разви- тия» был навязан так называемым отечественным агробизнесом начала 1990 г. Сегодня мы являемся очевидцами того, как умирает российская де- ревня, как мучительно меняется уклад сельской жизни, как вместо разви- тия идет воспроизводство материальной и духовной бедности. Социальные условия жизни села отстают от условий жизни в городе, и это отличие выступает в качестве основной причины многих противоре- чий в психологии сельских жителей. Социальная среда сельской жизни, существенное отличие ее от социальной среды города, активно воздейст- вует на способ видения жителями окружающей действительности. Отставание села от города по условиям культуры и быта порождает комплекс противоречивых социально-психологических явлений. Старшее поколение лишь незначительно реагирует на существенные различия в культурно-бытовых условиях между городом и деревней, тогда как сель- ская молодежь, особенно ее образованная часть, отчетливо проявляет не- удовлетворенность таким положением.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=