Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

157 Также одним из важных видов работы с детьми является профилакти- ка употребления психоактивных веществ. Эффективным средством про- филактики любых форм дезадаптации является гармонизация взаимоот- ношений в социуме, формирование гуманных и здоровых взаимоотноше- ний. В группе подростков подобная работа эффективнее всего проводится при привлечении лидера группы, так как подростки-лидеры пользуются большим доверием среди сверстников. Социальный работник может стать своего рода супервизором для таких лидеров с целью повышения их ком- петентности в вопросах профилактики зависимостей, которые они в даль- нейшем донесут до своих групп. Дети-лидеры чаще всего бывают людьми с обострённым чувством ответственности, отождествляя себя с коллекти- вом, в котором находятся, принимая на свой счёт те претензии и замеча- ния, которые предъявляет значимый для них взрослый. Для подростков- лидеров важна атмосфера одобрения и поддержки – и со стороны суперви- зора, и со стороны сверстников. Подобная работа позволяет сделать вывод, что необходимость в супервизии особенно ощущается в случае, если при- ходится иметь дело с людьми, которые на протяжении многих лет вместе учатся или работают, не имея полной свободы выбора коллектива, руково- дителя, условий обучения и работы [4, 84]. Клиенты социальной работы, а особенно дети и семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, часто несут на себе огромный груз отри- цательных эмоций. Свои переживания они перекладывают на социального работника. А тот, пытаясь проникнуться проблемами своих клиентов, пере- полняется чувством сострадания. Это выводит его из равновесия и благопо- лучия и может привести к появлению у социального работника чувства ви- ны. Результат проведения супервизии в таких случаях – осознание соцра- ботником необходимости учиться сохранять нейтралитет, воспринимать клиента как целостную личность и уважать человеческую непохожесть, до- биваться своего роста и развития в качестве профессионала [4; 50]. Литература 1. Винер, Дж. Супервизия супервизора. Практика в поиске теории / Дж. Винер, Дж. Дакхэм, Р. Майзен.– М.: Когито-центр, 2006. 2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы се- мейного консультирования / О. А. Карабанова.– М.: Гардарики, 2005. 3. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С. А. Кулаков.– СПб.: Речь, 2002. 4. Супервизия в России.– Вологда, 2006. 5. Технологии социальной работы: Учеб. / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой.– М.: ИНФРА-М, 2001. 6. Ховкинс, П. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организа- ционный подходы / П. Ховкинс, Р. Шохет.– СПб.: Речь, 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=