Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

156 альный работник не в состоянии понять своё собственное поведение по отношению к клиенту. Супервизия при работе с детьми требует рассмот- рения практического руководящего опыта в таких вопросах, как поддержка родителей и опекунов, поведение детей, а в некоторых случаях – и жесто- кое обращение с детьми. Любая работа с детьми связана с людьми, от которых ребёнок зависит, и социальному работнику необходимо учитывать такой фактор, как под- держка ребёнка со стороны взрослых. Необходимо работать с родителями или опекунами с целью сдерживания родительских чувств и налаживания партнёрских отношений для помощи ребёнку. В сложных случаях под- держка может осуществляться одним из коллег социального работника, который может предложить совместную работу с семьёй, а также парную или индивидуальную работу с родителями. Нередки случаи, когда работа с семьёй может вестись вне социального учреждения [1; 116]. В социальной работе с несовершеннолетними устные сообщения спе- циалиста воспринимаются ребёнком, в основном, через действия. Как пра- вило, эти действия показывают, что ребёнок воспринял интерпретации, а изменения в его поступках свидетельствуют о том, что интерпретации работают. В работе с детьми социальные работники часто встречаются с большим разнообразием вариантов бессмысленного агрессивного пове- дения, причём часто дети делают это совершенно неожиданно. В подобных случаях необходимо учитывать как значение, так и мотивацию того, что произошло. Нападение может заставить социального работника пойти на вынужденные меры ради собственной безопасности, и тогда он может по- чувствовать себя побеждённым, виноватым, деморализованным и унижен- ным. Такие ощущения могут восприниматься ими как сообщения, посы- лаемые ребёнком, но они трудно воспринимаются социальным работни- ком, и тогда ему требуется поддержка со стороны супервизора [1; 119]. Дети, оставленные без внимания или пережившие насилие, требуют особого обращения, учитывающего протекающие в них психические процес- сы и вызванные происшедшими событиями психические аномалии. Соци- альным работникам, взаимодействующим с такими детьми, необходима су- первизия, которая позволяет переработать и вместить в себя переживания, испытанные детьми [1; 121]. Работа с такими детьми сопряжена с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью, предполагает высокую степень самоотдачи (интеллектуальной, физической и эмоциональной). Для супервизора всё должно быть «чужим и новым», так- же как позиция специалиста по социальной работе с детьми и семьями, по- павшими в тяжёлую жизненную ситуацию – начинать «с чистого листа», не позволять себе мыслей, что его клиенты – люди с недопустимыми социаль- ными деформациями. Даже в родителях с криминальным прошлым и на- стоящим он должен видеть позитивные начала и перспективу [4; 109].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=