Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

154 А. В. Карандеева Ассистент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ВОЗМОЖНОСТИ СУПЕРВИЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ И ДЕТЬМИ В современном мире супервизия является неотъемлемой частью про- цесса профессионального становления социального работника. В США и странах Европы история супервизии в социальной работе имеет уже бо- лее чем столетнюю историю. В нашей стране это явление пока ещё недос- таточно широко распространено, но имеет несомненные перспективы. Супервизия в социальной работе может рассматриваться в двух ас- пектах: как один из методов повышения теоретической и практической квалификации специалистов [3; 7], а также как процесс руководства сту- дентами-практикантами в период учебных и производственных практик. Деятельность социального работника – зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию. Он должен влиять не только на самого кли- ента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Социальный работник должен быть способен, если это необходимо, отсту- пать от стандартов в работе и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность. Особенно важны такие личностные ка- чества социального работника, как его интеллектуальный, общекультур- ный, нравственный потенциал [4; 53]. В ряде случаев самостоятельно дос- тичь подобных личностных и профессиональных качеств бывает затрудни- тельно. Часто можно встретить очень компетентных работников, под влиянием своих клиентов озадаченными серьёзными сомнениями относи- тельно себя и своих возможностей. Задача супервизора – не просто пере- убедить такого работника, но позволить прожить беспокойство в безопас- ных условиях супервизорских отношений, позволяющих рассмотреть и ис- следовать его [6; 19]. Социальная работа – это, прежде всего, работа с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Одним из видов профессиональной дея- тельности, с которым часто приходится сталкиваться социальному работ- нику, это социальная работа с семьёй и детьми. Семья – это малая соци- альная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между му- жем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [2; 9]. Круг неблагоприятных условий, в которых может находиться семья, весьма широк. За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=