Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

152 шения. В 60 % случаев матери женщин отказник категорически отказыва- ются помочь своей дочери в воспитании новорожденного. Кроме того, многие из них росли без отца. Развод родителей пришлось пережить в дет- стве (до 12 лет) 18 % женщин. В сохранившихся семьях обстановка была далеко не всегда благополучной, и 23 % оценивают свои отношения с от- цами как плохие, а иногда очень плохие. Злоупотребляли алкоголем 38 % отцов, а «случалось выпить лишнего» – 63 % [13]. Большинство будущих отказников в детстве были, по их словам, «сы- ты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у 6 % таких семей едва хватало на еду. Более трети семей были обеспечены ниже среднего уровня. Свои жилищные условия большинство респондентов считают средними: плохими их назвали 6 % опрошенных, хорошими – 11 %. При этом 11 % женщин жили в коммунальной квартире, В половине семей случались драки, скандалы. Неблагополучная ситуация с жильем, источниками доходов и, соот- ветственно, материальными достатком отказников, оказывает негативное влияние. Таким образом, вся система взаимодействия социальных педагогов с биологической семьей имеет конечную цель – семейную форму уст- ройство воспитанника, приоритет отдается устройству воспитанника в его биологическую семью. Результативность в работе с биологической семьей,особенно при вос- становлении родителей в родительских правах, достигается в случае учета основных показателей: если учитывается личностный фактор (готовность родителей, родственников вернуть ребенка из детского дома) и социальный фактор – функциональность (наличие жилья, постоянной работы, отсутст- вие материальных проблем, зависимостей, проблем с законом) и так далее. Литература 1. Андреева, Т. В. Психология семьи: Учеб. пособие / Т. В. Андрее- ва.– СПб.: Речь, 2007. 2. Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения: профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в дет- ско-подростковой среде»: Материалы одиннадцатой Всероссийской науч- но-практической конференции, г. Коломна, 15–16 апреля 2011 г. / Под общ. ред. М. Н. Филиппова.– Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011. 3. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровож- дение социализации несовершеннолетних / С. А. Беличева, А. Б. Белин- ская.– Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 4. Быков, А. В. Психологическая служба в учреждениях социально- педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И. Шуль- га.– М.: УРАО, 2001.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=