Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

145 Ю. М. Васина Кандидат педагогических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Радостный момент в жизни молодой семьи – на свет появляется дол- гожданный малыш, во многих семьях через год-два-три – еще один. Маль- чик или девочка – не важно. Главное, что они такие милые и их любишь всем сердцем. Малыш растет, учится ходить, говорить, познает мир. И вот в тот самый момент, когда он становится достаточно самостоятель- ным, когда он уже немного понимает, «что такое хорошо и что такое пло- хо» он обнаруживает дома или у друзей КОМПЬЮТЕР (планшет, ноутбук или смартфон). Информационная среда, под которой мы будем понимать совокуп- ность информационных ресурсов существования субъекта, развитость ин- формационной инфраструктуры, начинает завлекать своим динамизмом, внешней привлекательностью, мобильностью, возможностью удовлетво- рения целого круга актуальных потребностей (потребности в общении и познании, автономии и самостоятельности, самореализации и признании, принадлежности к группе или любви) и т. д. Вот с того самого момента начинаются серьезные проблемы и с ре- бенком, и у самого ребенка. Компьютер со своими играми, интернетом и средствами общения является, по сути, параллельным миром, живущим по своим законам и правилам. Ребенок в силу отсутствия достаточного жизненного опыта часто не может отделить правду жизни от вымышлен- ного мира компьютера. Простой пример: игра MINE CRAFT с ее замысло- ватым, необычным кубическим миром, в котором любой элемент можно приделать и сверху, и, вопреки всем законам физики, с любой другой сто- роны. И эти конструкции, тоннели, бесконечные замки и лабиринты не разрушаются, не ломаются под собственной тяжестью. Для взрослого че- ловека, имеющего за плечами опыт с реальными игрушками, кубиками и солдатиками (куклами) переключение с реального мира в вымышленный и обратно обычно не вызывает проблем. Ребенок же, познающий реальный мир, зачастую может сделать неправильные выводы о его устройстве, ос- новываясь на опыте общения с компьютером. Результат может быть самый разный – от несчастного случая на стройке (ведь в MINE CRAFT плиты висят в воздухе и не ломаются, а тоннели не обрушаются!) до отставания в школе по тем предметам, которые требуют определенных знаний о ре- альном мире (физика, химия и пр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=