Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
141 мейного психологического консультирования, психотерапии и психо- реабилитации. Выявление характера межличностного общения, семейных и детско- родительских отношений, сущности и содержания семейных проблем и конфликтных ситуаций, а также базовых причин, лежащих в их основа- нии, является основной целью семейной психодиагностики. В процессе психодиагностики решаются следующие задачи: правильный выбор методики изучения семьи; выявление личностных особенностей членов семьи; определение дисфункций в эмоциональных и поведенческих уста- новках членов семьи в адрес друг друга; анализ проблем межличностного общения и взаимодействий в семье; исследование истории семейных отношений; определение психологического семейного диагноза. Процесс диагностики семейных отношений целесообразно организо- вывать и проводить по следующему алгоритму: 1 этап – подготовительный. В ходе этого этапа конструируются мето- дики изучения семьи и психодиагностические процедуры. 2 этап – исследовательский. На этом этапе комплексно применяются методы, включенные в исследовательскую методику. 3 этап – анализ результатов. Данный этап позволяет обобщить полу- ченные результаты диагностирования. 4 этап – интерпретационно-рефлексирующий. Результатом данного этапа являются интерпретация полученных данных, определение психоло- гического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем членами семьи, а также выход на дальнейшее измене- ние семейных отношений и общения. На первом этапе для диагностики супружеских отношений может быть использован следующий пакет тестов и опросников: «Диагностика межличностных отношений (ДМО)» (Г. С. Васильчен- ко, Ю. С. Решетняк, Л. Н. Собчик) – модифицированный вариант теста Т. Лири; «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бу- тенко); «Ролевые ожидания и притязания в браке»; «Дифференциальная оценка отношений» (А. Н. Волкова); «Распределение ролей в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская); «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская). Значительным диагностическим потенциалом в психосоциальной ра- боте с семьей обладают проективные методы:
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=