Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

14 на помощь в осмыслении ценностных основ ее функционирования и бы- тия, в их трансформации, направленной на развитии способности семьи и ее членов к автономному, гармоничному, сотрудничающему существо- ванию. Это – основной модус социально-психологической поддержки се- мьи, ее обучения и воспитания родителей и детей. Особенно значение име- ет воспитание и обучение детей: умению быть детьми и строить отноше- ния с родителями. В существующих формах работы с семьями детей не учат этому: считается, что ребенок и сам знает – как быть ребенком и что это означает для него и семьи. Однако, это не так. Ребенок не меньше ро- дителей нуждается в информации о жизни, своей роли в семье, поэтому с ним также нужно работать, создавать аналогичные Школам для родите- лей Школы для детей (как это предполагает, например, модель Семейной академии) [2]. Воспитание, помимо того, что нуждается в учете созревания, учете собственных нужд ребенка, удовлетворение которых может показаться иногда «проблемным» (пошалить, прогулять, попробовать запретное и т. д.), представляет собой процесс, в котором тесно слиты наказание и поощрение. Убегать от воспитания не следует: это увеличивает дистан- цию и разрушает психику ребенка. Также опасно играть в «либерализм»: ребенок нуждается в твердой и согласованной позиции родителей, а так- же – желательно – определенном и развернутом представлении о прароди- телях, их достоинствах и жизненном пути. Родителям необходимо посту- пать так, как диктуют основные нравственные заповеди: 1) самопринятие и принятие другого: «Возлюби ближнего своего как самого себя»; 2) при- нятие жизни, Бога: «Возлюби Господа Бога твоего…» (Библия, Мт. 22.35). Как известно, эти два закона тесно связаны: невозможно исполнить лишь одну из этих заповедей, они тесно связанны между собой. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что мы имеем заповедь, чтобы любящий Бога лю- бил и ближнего. «И тот, кто говорит, что он Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжец. Ибо, как ты можешь любить Бога, которого не ви- дишь, ненавидя брата которого видишь?» (Библия, 1Ин…). Кроме работы с ценностями, программа академии предполагает работу с представления- ми о здоровье. Успех этой жизни связан с тем, насколько молодые родите- ли были мудры, сочетая семейную жизнь и воспитание со своими нуждами и нуждами созревания ребенка: давали ему возможность самостоятельно решать свои проблемы, поддерживали и подтверждали его значимость и ценность, его выбор в жизни, насколько сам человек слушал и слушает самого себя, уважает, не отказывается от того что интересно ему (не зары- вает талантов), а не только его родителям. Страх остаться одним, без под- держки, без благодарности – один из важных аспектов в жизни приемных родителей. Другая группа страхов, как отмечалось, связана с неумением или неготовностью быть родителями, любить и быть любимыми, быть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=