Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

131 ция человека [2]. Таким образом, в контексте задач данного компонента подготовки будущих специалистов в рамках учебных занятий создаются условия для осведомления обучающихся о приемах и средствах адресной помощи конкретным типам семей. Мотивационный компонент включает формирование и развитие пози- тивной установки у бакалавров на работу с уязвимыми категориями клиен- тов, стремление к выявлению и разрешению их проблем, улучшению ка- чества оказываемой им поддержки в преодолении затруднений в повсе- дневной жизни, удовлетворенность от исполнения своих профессиональ- ных обязанностей. Деятельностный компонент подготовки выпускников к работе с семьей подразумевает опору на диалог участников образовательного про- цесса как базис для дальнейшего решения профессиональных задач, соче- тание традиционных и интерактивных форм (лекций, семинаров, практи- кумов, тренингов, деловых, ролевых, социально-ориентированных игр, дискуссий, ассоциаций, информационных дайджестов, проектов, презента- ций), позволяющих овладевать действиями диагностики ситуаций, затруд- нений, создающих предпосылки для конфликтов, роста напряженности в отношениях; установления взаимосвязи между отдельными показателя- ми; построения плана действий; проверки этого алгоритма в специально запрограммированных условиях; оценивания результатов, их последую- щую коррекцию, усложнение за счет введения дополнительных обстоя- тельств, определяемых возрастными, причинно-следственными связей. Особо акцентируется внимание обучающихся на отдельные факторы, при- званные обеспечивать перенос способов нейтрализации негативных влия- ний, методов замещения, компенсации недостающих позитивных воздей- ствий, приемов организации сотрудничества, профилактики отклонений. Данный компонент включает три уровня сложности: исполнительский (копирование образцов действий), праксиологический (проектирование с учетом обстоятельств, результатов диагностики алгоритма выполнения операций и сложных действия, их согласование для достижения стереоти- пизированных целей), творческий (нестандартное применение привычных способов взаимодействия в атипичных ситуациях). Расширение и обогащение указанных выше действий, подготавли- вающих к успешному взаимодействию бакалавра социальной работы с семьей, происходит через непосредственное их включение в повседнев- ную практику в разных позициях: наблюдатель (время учебно- ознакомительной практики, когда формируются образцы действий), по- мощник (производственная практика, волонтерская деятельность, в про- цессе которой осуществляется проба сил, диагностируются индивидуаль- ные затруднения обучающихся), стажер (комплексная практика, в ходе ко- торой наращиваются умения выявления специфических проблем, установ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=