Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

130 Ретроспективный анализ сложившегося опыта подготовки специалис- тов в сфере социальной работы, оценка результатов адаптационных за- труднений выпускников, представленная работодателями, позволяет уточ- нить задачи такой подготовки: – актуализировать представления бакалавров об особой значимости семьи для развития человеческих ресурсов, создания благоприятных усло- вий для наращивания человеческого капитала, обеспечения благополучия личности, защиты ее благосостояния и повышения качества жизни; – нацелить их на первостепенную ценность оздоровления отношений в семейной среде, укрепление института семьи, как главного фактора при- общения человека к культуре общества и обеспечения его социальной за- щищенности; – сформировать умения принимать в социальных практиках эффек- тивные и целесообразные решения, адекватные конкретным личностно- средовым ситуациям; – стимулировать развитие готовности к взаимодействию с разными категориями семей, их членами с использованием потенциалов современ- ных диагностических, психологических, социально-педагогических и собст- венно социальных технологий. Их реализация потребует прежде всего, моделирования, предпола- гающего как обоснование содержания, которое должны усвоить обучаю- щиеся, так и разработку совокупности действий, без чего невозможно формирование и обогащение установок, знаний, умений, компетенций, не- обходимых будущим специалистам для адекватного выполнения ими спе- циальных профессиональных задач [5, с. 243]. С помощью моделирования появляется возможность сделать доступным описания в целом процесса подготовки выпускника или, как в нашем случае, определенного его фраг- мента: обучение бакалавров взаимодействию с семьей. Данная модель включает несколько структурных компонентов: когни- тивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный. Первый из них ориентирован на вооружении обучающихся как общи- ми знаниями основ социальной работы, методики и технологии взаимо- действия с разными возрастными группами клиентов, так и специальными знаниями, предназначенными для понимания особенностей различных ти- пов семей, объективных и субъективных трудностей семейного общения, способах достижения и поддержания взаимопонимания, координации уси- лий специалистов, информирования клиентов, организации разъяснитель- ной работы с членами семей, реализации воспитательного потенциала се- мейного сообщества, предотвращения агрессивного поведения взрослых и детей, гармонизации внутрисемейных отношений. При этом, обращается внимание студентов на роль социально-культурного фактора (микрокли- мата, личной культуры человека), на фоне которого протекает социализа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=