Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

13 новление собой – попытка обнаружить и принять собственную целостную природу. Это – трудное решение для отношений – снимать межличностные маски и преодолевать внутриличностные блоки как только они появляют- ся, жить по своим собственным пережитым ценностям, учитывая и соци- альные нормы, ценя богатство и разнообразие собственной личности и личности партнера. 2. Открытость пониманию. Общение – выражение переживаний, пол- ное и открытое общение: «Я буду рисковать, пытаясь передать любое ус- тойчивое, составляющее часть меня самого, чувство, позитивное или нега- тивное, моему партнеру – в меру полноты и глубины, как я сам его пони- маю. Затем я рискну попытаться понять, со всей эмпатией, на какую я спо- собен, реакцию партнера, будь она обвиняющей и критической или откры- той и поддерживающей». Важно уметь понимать не только свои пережи- вания, но и их воздействие на партнера: это труднее, чем просто «выпус- тить пар» или быть «открытым и честным». Это – готовность принять риск быть отвергнутым, непонятым, а может быть и наказанным, вызвать агрес- сию и враждебность. 3. Открытость изменениям. Важно также непринятие ролей, лжи: мно- гочисленные проблемы развиваются из попыток соответствовать ожидани- ям других, вместо того чтобы определить свои собственные. Многие люди как индивиды и партнеры испытывают огромное напряжение, пытаясь жить в соответствии с частичным и амбивалентным принятием нормати- вов, которые их родители, сотрудники, общество в целом им навязывают. Отношения, отягощенные нереалистическими образцами, внутренне неус- тойчивы и потенциально не приносят удовлетворения. Три этих ведущих «открытости» – три ведущих интенции взаимопо- нимания и, через него, понимания себя и мира – становления человеком (персоной) и становления партнером [7]. Отдельный сложный пласт проблем – отношения с обществом, госу- дарством. Умение семьи гармонизировать отношения внутри самой себя проявляется и здесь: как умение быть независимой и гармоничной в своих отношениях с окружающими людьми, семьями, организациями, налажи- вать контакт с организациями, сотрудниками учреждений социально- психологического сопровождения, активно участвовать в работе семейных школ, клубов и т. д. Напротив, проблемная семья нередко «лелеет» рент- ные установки, пытается проецировать на организации своего недовольст- во собой, ребенком, или, напротив, не умеет защититься от проекций не- добросовестно выполняющих свои обязанности чиновников и специали- стов системы социальной защиты, стремящихся вмешиваться в жизнь се- мьи из «добрых побуждений» чрезмерно сильно, затяжные конфликты внутри семьи и/или семьи и курирующих ее общественных и государст- венных организаций показывают, что семье нужна поддержка, направлена

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=