Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

129 альной работы, как сферы практической деятельности, и рождение про- фессии «социальный работник», как службы помощи людям, которые в си- лу объективных и субъективных причин оказались не в состоянии само- стоятельно решать возникающие проблемы. Это, в свою очередь, способ- ствовало зарождению и становлению системы подготовки кадров, опреде- лению ее содержания, форм и методов. За четверть века функционирования этой системы в стране процесс профессиональной подготовки будущих специалистов претерпевал ряд сущностных изменений, связанных с принятием и реализацией федерал ь- ных государственных стандартов разных поколений, модернизацией з а- конодательной базы, обобщением сложившихся социальных практик, ориентацией на принцип регионализации, отразившийся в характере со- циального заказа, и некоторыми другими обстоятельствами. Исходя из этого, менялись целевые ориентиры, соотношения инвариантных и вариативных элементов, теоретической и практической составляющих учебного плана. Принципиально новыми явлениями в подготовке бакалавров в на- стоящее время по направлению «Социальная работа» становятся, во- первых, компетентностный и системно-деятельностный подходы; во-вто- рых, практико-ориентированный характер содержания и организации об- разовательного процесса; в-третьих, нацеленность на согласование форми- руемых компетенций с трудовыми действиями в соответствии с требова- ниями стандартов профессиональной деятельности и в частности, приме- нительно к специалисту по работе с семьей. Все это требует разработки содержания, методики, подбора технологий формирования у бакалавров профессиональной и личностной готовности к взаимодействию с разными типами семей с учетом новых социокультурных обстоятельств и специфи- ки обучающихся. На последний момент следует обратить особое внима- ние, так как в современную высшую школу получать профессию специа- листа по социальной работе приходит более 90 % первокурсников, не дос- тигших возраста совершеннолетия, имеющих низкий уровень сформиро- ванности социальной компетентности, поэтому плохо ориентирующихся в мире социальных проблем и с отсутствием опыта их решения. По мнению студентов первого курса, 86 % из них проживали в благо- получных, 80 % – в полных семьях, 96 % – выбрали будущую профессию, форму обучения с одобрения и при поддержке семьи, родных и близких. В то же время их информированность о специфике предполагаемой дея- тельности, ее трудностях, социальных лифтах, перспективах карьерного роста могут быть оценены в пределах 0,5–1,75 по пятибалльной шкале. Следовательно, требования времени, сложившейся ситуации, социального заказа ставят перед необходимостью совершенствовать модель подготовки к работе с семьей как содержательно, так и технологически.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=