Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

126 Как было отмечено выше, первичная профилактика заключается в ак- тивной информационно-просветительской деятельности на всех уровнях взаимодействия с населением и по всем направлениям социальной работы с родителями, начиная от подготовки к родительству и рождению ребенка и заканчивая естественным распадом семьи, а кроме того и со специали- стами смежных учреждений и ведомств. Важно подчеркнуть, что на этом этапе работы возрастает роль специалистов по социальной работе, которые непосредственно взаимодействуют с неблагополучными семьями и Комис- сией по делам несовершеннолетних, школами, дошкольными учреждения- ми, учреждениями дополнительного образования, детскими поликлиника- ми, женскими консультациями и т. д. Анализируя ответы сотрудников Комиссии, мы систематизировали этапы и выявили алгоритм профилактики семейного неблагополучия, осу- ществляемых совместными усилиями всех субъектов профилактики со- гласно федерального законодательства. На первом этапе осуществляется сбор и систематизация информации, установление контакта специалистов с членами семьи, определение соци- ального запроса и сбор социального анамнеза семьи, оценка материально- бытовых условий, постановка социального диагноза. Следует особо отметить, что источниками информации о семье вы- ступают результаты рассмотрения материалов на заседании районной ко- миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Очевидно, что в большей степени говорить о первичной профилактике с такими семьями является нецелесообразным. Дополнительными источниками выступают: документы социально-медицинского патронажа, документы психолого- педагогического консилиума в школе, результаты рейдов, жалобы и заяв- ления граждан, материалы о преступлениях несовершеннолетних, данные службы занятости, психоневрологических и наркологических диспансеров, информация СМИ. На этапе вторичной профилактики реализуется диагностика внутри- семейной ситуации, выявление и анализ сущности и причин семейных проблем, оценка специфики жизни несовершеннолетнего. Таким образом, большую значимость приобретают знания о материально-бытовых усло- виях семьи, эмоционально-нравственном климате, режиме дня ребенка в семье, специфике семейного досуга и уровень психолого-педагогиче- ской культуры родителей. По мнению интервьюируемых, недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи предполагает наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога; помощь психотерапевта, игротерaпевта семье и детям; проведение семи- наров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов и т. д.; вовлечение детей в кружки, студии, секции, секции, центры дневно- го пребывания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=