Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

123 дение», «антисоциальное состояние личности», «нестабильность отноше- ний в семье», «педагогическая несостоятельность», в него включают раз- личные формы и признаки, что, безусловно, свидетельствует о необходи- мости его теоретического уточнения. Кроме того, в качестве синонимов «неблагополучной семьи» используются такие, как «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная се- мья», «аномальная семья» и др. [3]. С другой стороны, практика социальной работы и статистика под- тверждают тенденцию к росту различных проявлений социального небла- гополучия (употребление психоактивных веществ, рост числа преступле- ний, сиротства, насилия, нежелание родителей выполнять свои обязан- ности и т. д.), прежде всего, которые отмечаются в семьях с несовершен- нолетними детьми. В данной работе под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основ- ные семейные функции, встречаются явные или скрытые дефекты воспи- тания, вследствие чего появляются «трудные дети». В социальных и пси- холого-педагогических науках представлено множество классификаций форм семейного неблагополучия. Так, В. М. Курышев выделяет четыре ос- новных типа неблагополучных семей: с недостатком воспитательных ре- сурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически не- компетентные [2]. На наш взгляд, профилактическая деятельность специалиста по соци- альной работе способна успешно реализоваться при условии решения це- лого ряда проблем организационно-управленческого, нормативно-право- вого, социально-экономического, психолого-педагогического и кадрового обеспечения. Объяснение этого тезиса связано с тем, что в практику со- временной социальной работы динамично внедряются инновационные формы профилактических служб [1]. В свое время это были «Телефоны доверия», психологические консультации, социальные приюты, детские деревни, социально-педагогические центры, реабилитационные центры. При этом следует отметить, что их становление осложнено отсутстви- ем системного подхода, научно-методологической и практической базы в области превенции социальных патологий. На наш взгляд, успешная про- филактика должна быть основана на комплексном подходе, позволяющем активизировать социальные системы и структуры, нацеленные на предот- вращение семейного неблагополучия. Анализ перспектив развития профилактических подходов к социаль- ным патологиям позволил выявить ключевые условия для их реализации. Во-первых, потребность самих семей в социальной защите; во-вторых, по- нимание значимости первичной профилактики как профессиональной зада- чи специалистами-практиками; в-третьих, наличие социальных ресурсов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=