Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

12 новится таковым в силу того, что он пришел в семью последним, и, таким образом, все возникающие после его прихода события, оказываются, исхо- дя из логики полевого, ситуативно-определенного поведения, связанными с этим приходом: его «негативным» воздействием. Именно поэтому роди- тели могут внешне или внутренне отказываться от детей. Однако, дистан- цирование и настороженность по отношению к ребенку не менее опасны, чем его помещение или – в случае замещающей семьи – возврат в воспита- тельное учреждение [6]. Центральный момент обучения молодых семей – искусство быть парт- нером и родителем. Становление партнером – важный этап развития чело- века, с которым также связано становление профессионалом. Поскольку не всегда это становление происходит «само собой», обычно связано с на- правленным обучение и «пробами и ошибками» более или менее удачных и завершенных историй отношений, постольку наставник, педагог или консультант может выступать и, по сути, выступает, как помощник в ста- новлении человека партнером. Хорошие перспективы открываются в тех отношениях, где партнёры, преодолев периоды стагнаций, барьеров и про- тивостояния, напряжения, «пройдя босиком по битому стеклу», могут по- зволить себе быть и оставаться искренними друг с другом и с миром: со- храняя и реализуя политику открытости, доверия, уважения к личности партнёров. Отношения: деловые и брачные, если они гармоничны,– это не обязанность и не проклятие, не принесение себя в жертву и не реализация чьих-то надежд и ожиданий. Надежда на удовлетворение своих желаний и чужих ожиданий заставляет людей вкладывать в самые разные отноше- ния – даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими, а потом, как отмечалось в начале нашей статьи, могут оказаться просто де- структивными, – невероятное количество сил, времени, иных ресурсов, однако, обучение партнерству учит понимать человека – куда ему нужно, а куда нет, сколько и как – вкладывать и – принимать. Человеку нужно уметь быть в одиночестве, иначе он – всего лишь жертва обстоятельств и собственных «нужд». Однако, когда он способен на одиночество, то по- нимает, что единственное, что ему нужно – положить начало новым отно- шениям с новыми или с теми же самыми людьми. При этом лучшие отно- шения связывают партнеров, которые конгруэнтны, минимально отягоще- ны «условиями ценности» и способны на подлинное принятие друг друга. Когда отношения используются для поддержания неконгруэнтности или подкрепления присущих людям защитных тенденций, они приносят мень- ше удовлетворения и менее гармоничны. Гармоничные, зрелые отноше- ния – отношения партнеров характеризуются рядом черт [7]. 1. Открытость отношениям и себе самому в отношениях. Важна уста- новка на причастность к отношениям. Отношения – это работа; она «осу- ществляется как ради своего, так и ради взаимного удовлетворения». Ста-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=