Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

117 – избегать даже минимального осуждения родителей; – диалог с родителями вне всякого диктата; – терпимость родителей к особенностям поведения ребенка; – восстановление нарушенного эмоционального контакта родителя с ребенком. Таким образом, при построении системы взаимодействия «родитель- ребенок-специалист» необходимо учитывать следующие принципы: 1. Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей (работа специалистов, будучи неизвестной родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового). Вначале взаимодействие должно быть организовано со знакомством родителей с целями и методами работы от- дельных специалистов, используя при этом понятные родителями формы деятельности психолога. 2. Открытость специалиста, умение избегать негативного переноса в отношении родителей, означающее, что специалист осознает и принима- ет свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей, а возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости ис- ключать из процесса взаимодействия. 3. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию раз- личными способами. 4. Предоставлять возможность родителям видеть результаты совме- стного сопровождения ребенка. 5. Доказывать с помощью фактов необходимость единства с семьей в процессе эффективного сопровождения подростков с проблемами. Литература 1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличе- ва.– М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здо- ровье России», 1993. 2. Елизарова, А. Н. Основы индивидуального психологического кон- сультирования: Учеб. пособие / А. Н. Елизарова.– М.: Ось-89, 2003. 3. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская.– СПб.: Речь, 2002. 4. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е. В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н. Г. Осуховой.– М.: Просвещение, 2002. 5. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клей- берг.– М., 2001. 6. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер.– М., 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=