Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
115 – охрана личности подростка как суверенной и равной сверстникам и взрослым. Одним из условий эффективности профилактики девиантного поведе- ния является работа психолога, направленная на формирование у родите- лей убеждения о том, что девиантные подростки не приемлют жестких норм и рамок, в которые их пытаются поставить родители. Когда взрослый пытается резко установить жесткие нормы поведения, подросток не может быстро перестроиться, и отвечает агрессией. Тем не менее подростку с де- виантным поведением стоит чаще рассказывать о нормах, существующих в наше обществе, и о важности их соблюдения. Также необходимым явля- ется и личный пример родителей, так как если требования, предъявляемые к ребенку, не выполняются взрослыми, они не будут осознанны им как действительно важные. Следующим условием эффективности сопровождения подростков с девиантным поведением является обязательное знание специалистами типологии родителей. В триаде отношений «родитель – ребенок – специалист» именно родитель является наиболее слабым, «выражающим» звеном, поэтому так важно знать особенности контакта между ребенком и родителем. В психолого-педагогической литературе выделяют следую- щую типологию родителей: 1. Сверхтребовательность или синдром «отличника». К этой группе относятся хорошие, правильные родители, которые с большим вниманием относятся к исполнению своих родительских обязанностей, но, как на- стоящие отличники, стараются любое дело, и воспитание детей, в част- ности, делать очень тщательно, не допуская ошибок. Нарушения в разви- тии ребенка они воспринимают болезненно, приписывая их только своим промахам. С такими родителями, как правило, легко сотрудничать специа- листам, они приходят на все консультации и тренинги, но держатся очень натянуто, как бы ожидая одобрения своих действий со стороны специали- ста. Большинство родителей данной категории старается всеми силами ис- править недостатки своего ребенка без учета его психофизического разви- тия, и часто в ущерб его естественным индивидуальным желаниям и по- требностям. Главное для этой группы – подтвердить свой статус «хороше- го родителя». В рамках совместной коррекционной работы эти родители исполнительны, отзывчивы, постоянно интересуются результатами сопро- вождения своего ребенка; они с удовольствием общаются со всеми, кто хоть как-то сможет оценить их как хороших родителей. Для их характер- но преувеличение своих реальных возможностей, и они очень любят рассказывать о том, что они делают для своего ребенка. При взаимодейст- вии с данной группой родителей необходимо акцентировать внимание на конкретные результаты работы родителей с ребенком; избегать соскаль- зывания родителей с проблем ребенка на свою личность или на свои проб-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=