Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

114 Положительный результат сопровождения подростков с девиантным поведением будет только тогда, когда семья начнет не только прислуши- ваться к рекомендациям специалиста, но и стараться осуществлять их на практике. В семье закладываются основы для развития полноценной лич- ности и только с семьей психолог сможет наиболее эффективно выстраи- вать направления коррекционной работы с ребенком/подростком. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в настоящее время претерпевает значительное позитивное изменение, выражающееся в преодолении отчужденности и отстраненности родителей, замене недо- верия на открытые конструктивные контакты со специалистами. Совре- менные родители представляют социально-неоднородную часть общества, в разной степени заинтресованную в развитии и воспитании детей. Неко- торые из них охотно признают, что не знают форм и методов коррекцион- ного воздействия. Вместе с тем сейчас расширились возможности получе- ния информации. Многие родители владеют достаточной информационной базой, при этом их интеллектуальная компетентность не всегда соотносит- ся с практическими результатами в воспитании проблемного ребенка, что обусловливает необходимость искать новые формы контактов с родителя- ми для оказания соответствующей помощи в организации единого коррек- ционно-развивающего пространства как в образовательном учрежде- нии, так и в семье. Для этого специалист должен достаточно подробно владеть информа- цией о компетентности родителей о психофизических особенностях разви- тия своего ребенка. Наличие базы данных о социально-психологическом статусе семьи позволяет разработать соответствующую программу взаи- модействия, а также проявлять сочувствие и поддержку родителям, оказы- вая им психологическую помощь. Основными целями системы «родитель-ребенок-специалист» являются: – превентивность девиантного поведения; – оптимизация коррекционного воздействия (единство семьей, с ее укладом здоровым микроклиматом); – обеспечение преемственности в реализации профилактики и кор- рекции негативного поведения; – культивирование положительного опыта семейного воспитания под- ростка с поведенческими нарушениями как основы вовлечения тех семей, где снижен интерес и забота о ребенке («трудная семья»). Организация деятельности системы «родитель-ребенок-специалист» включает ряд направлений: – обеспечение доступного информационного поля для родителей; – школа для родителей по воспитанию детей подросткового возраста; – организация общности родителей и психологов как основа семейно- го и общественного воспитания;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=