Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
113 5. Тельнюк, И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к ор- ганизации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в условиях детского сада: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И. В. Тель- нюк.– СПб., 1999. 6. Филиппова, С. А. Гендерные различия: социокультурный аспект / С. А. Филиппова, В. И. Екимова // Сибирский психологический журнал // Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008.– № 27.– С. 64–66. А. С. Четверикова Кандидат педагогических наук Центр психолого-медико-социального сопровождения «Преображение» (Тула, Россия) СИСТЕМА «РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – СПЕЦИАЛИСТ» КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся сегодня в обществе, способствует росту поведенче- ских отклонений у подростков (повышенная тревожность, все возрастающая отчужденность, духовная опустошенность, и, как следствие,– цинизм, жесто- кость, агрессивность). Негативные проявления обусловливает комплекс не- благоприятных факторов, связанных, в первую очередь, с ухудшением соци- альных условий жизни многих семей, порождающих, в свою очередь, невни- мание родителей к своему ребенку, деструктивностью и, как следствие,– нев- ниманием школы к эмоциональному состоянию подростков. Анализ психологической литературы (И. М. Марковская, Ю. А. Клей- берг, Л. Б. Шнейдер и др.) первое место отдают системному фактору: на основе результатов экспериментальных исследований, показывающих, что подростки из социально неблагополучных семей проявляют весь спектр агрессивного поведения намного чаще, чем дети из нормальных (благопо- лучных) семей. Наиболее частыми причинами проявления агрессивного поведения у подростков являются: – неприятие подростка родителями; – непоследовательность родительского воспитания; – излишняя строгость родителей; – враждебность родителей; – низкий уровень требовательности родителей; – эмоциональная дистанция между родителями и детьми.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=