Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

110 касается стереотипов женственности – с одной стороны критерии женст- венности являются менее жесткими: в современном российском обществе социально приемлемыми являются и образ бизнес-вумен, и домохозяйки. Но при этом, очень распространенной проблемой современных девушек и женщин является ролевой конфликт: сложно совместить профессиональ- ные, общественные, семейные, партнерские роли так, чтобы преуспевать в карьере, быть хорошей матерью, женой, хозяйкой, оставлять время для себя на занятия спортом, хобби и т. д. Нередко родители ориентируются на достижение ребенком такого ро- да «недостижимых идеалов», при этом далеко не всегда воспитание нуж- ных качеств осуществляется за счет личного примера или соответствующе- го отношения к ребенку. Очень часто родителями применяются двойные стандарты: в саду умей постоять за себя – дома беспрекословно слушайся, с папой нужно вести себя «по-мужски» – с мамой не нужно. Нестабильность требований взрослых, их неспособность учитывать особенности и потреб- ности ребенка, нарушают чувство базовой безопасности, что может вести к формированию недоверия к окружающим, неуверенности, невротических состояний, в основе которых лежит повышенная тревожность. Стремление соответствовать ожиданиям родителей влечет отрицание или непринятие какой-либо части себя, а это – вариант патологического, а отнюдь не «маскулинного» или «феминного» развития. О. В. Немирин- ский о здоровой личности пишет так: «… модель здоровой личности вы- глядит для нас как баланс возможностей. Здоровый человек бывает жест- ким и бывает мягким. Он может быть быстрым и медленным, интеллек- туализирующим и эмоциональным, чувствительным, соблазняющим и це- ломудренным. Он способен быть и таким, и эдаким, в зависимости от си- туации и его выборов. Личность должна описываться не как комплекс черт, а как свобода движения человека в континуумах противоположных возможностей» [3]. Фиксация определенных черт характера, свойств лич- ности, форм поведения, создает ригидность, которая делает человека не- способным к адекватному реагированию в различных ситуациях. Мальчик, от которого требуют быть сильным и не плакать, рискует соматизировать процессы собственных переживаний. Девочка, которой запрещают прояв- лять физическую активность (бегать, шуметь) потому что «это некрасиво» может начать направлять избыток энергии в аутоагрессию. Семейная среда не является единственной средой, влияющей на про- цесс идентификации ребенка. Большое значение играет и социум. Процесс гендерной идентификации ребенка осложняется тем, что современный со- циум не располагает четким содержанием понятий маскулинности и фе- минности, к тому же, современная социальная среда поликультурна, что предполагает одновременное существование различных, зачастую, диа- метрально противоположных взглядов и ценностей. Так, пассивность и ве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=